Какие предприятия относятся к малому бизнесу в 2021 году

Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Определите вид своего бизнеса

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО . Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.

Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.

Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.

К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.

  • субсидии;
  • гранты;
  • льготный лизинг;
  • микрозаймы;
  • кредиты по льготным ставкам;
  • услуги гарантийного фонда, если нужен кредит на бизнес, но не хватает своего имущества для залога;
  • консультации и так далее.

Представим, что компания стала соответствовать критериям малого предпринимательства по итогам 2020 года. В марте 2021 года она сдала бухгалтерскую отчётность. Но спустя месяц данных о ней в реестре СМСП по-прежнему нет. Дело в том, что отчётность за 2020 год будет учтена после 10 июля. Тогда компания и появится в реестре.

Как это работает?
Компания А не включена в реестр СМСП, потому что 50% её уставного капитала принадлежит крупной организации «Рубльпром». В ноябре 2020 года этот участник продаёт свою долю гражданину Иванову Ивану, и теперь компания А соответствует всем критериям малого бизнеса.
Раньше она попала бы в реестр СМСП только в августе 2021 года — практически через год. Но по новым правилам организацию включают в реестр СМСП уже 10 декабря того же года.

Если вы зарегистрировались как ИП, то данные о вас автоматически появятся в реестре 10 числа следующего месяца. Новые организации попадают в реестр в такие же сроки, если соответствуют требованиям к составу участников.
Численность работников и размер дохода в этих случаях не учитываются, потому что компания или ИП ещё не сдавали никаких отчётностей.

Где это написано?
Критерии малого бизнеса нужно искать в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Максимальный размер дохода малого бизнеса устанавливает Правительство России. Сейчас он закреплён в Постановлении от 4 апреля 2016 г. № 265.

Госкомпании и госорганы проводят специальные тендеры, в которых может участвовать только малый и средний бизнес. Также для них предусмотрены особые условия госконтрактов — например, более короткий срок оплаты за работы. Он составляет не более 15 рабочих дней.

Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть

Реестр, как системное решение, помогает снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упрощает поиск поставщиков.

Читайте также:  Испытание предохранительных поясов для работ на высоте

Полезен реестр и для ведомств, которые могут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку до 31 декабря 2020 года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

В условиях распространения коронавируса меры поддержки бизнеса в большей степени будут ориентированы на компании из реестра МСП. Наличие в реестре сведений о компании или ИП является одним из условий для получения субсидий и других преференций для бизнеса, работающего в пострадавших отраслях.

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • ИНН;
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Однако если субъект превысит допустимые нормы по доходу или среднесписочной численности работников, то статус малого предприятия сохранится за ним еще 3 года. Но по истечении этого срока он лишится его и станет средним или крупным предприятием в зависимости от предельных значений, которые теперь у него есть.

Отдельно отметим, что малыми могут быть и предприятия, если их участниками являются общероссийские общественные объединения инвалидов или их территориальные подразделения. Однако у них среднесписочная численность инвалидов должна быть не меньше 50% по отношению к другим работникам, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Предприятия малого и среднего бизнеса получают неплохие привилегии. Они могут вести учет на спецрежимах по пониженным налоговым ставкам (УСН, ЕСХН, ПСН). Например, региональные власти вправе снижать ставки на УСН-«доходы минус расходы» с 15% до 5%. Государство поддерживает малый бизнес грантами, безвозмездными субсидиями, может возместить затраты по лизингу или проценты по кредитам и т. д.

Вы можете проверить, находитесь ли среди субъектов малого предпринимательства. Введите ИНН, ОГРН (ОГРНИП) или наименование организации в поисковую строку на главной странице Реестра. Система покажет, являетесь ли вы субъектом, какой статус вам присвоен, период нахождения в реестре и т. д.

Если же в составе предприятия есть другие российские или иностранные организации (не СМП), то их суммарная доля не может быть более 49%. Однако когда зарубежная фирма-участник уставного капитала не является офшорной и по нашим российским меркам доходности и численности работников тоже относится к субъектам малого и среднего бизнеса, то размер ее доли не ограничен и не повлияет на получения статуса СМП.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году

Чтобы больше организаций и предпринимателей могли воспользоваться указанными мерами, в 2021 году было решено изменить правила формирования реестра. В частности, был увеличен предельный срок подачи отчетности за 2021 год. В итоге к МСП были отнесены бизнес-субъекты (при условии удовлетворения критериям), которые сдали отчетность за 2021 год до 30 июня 2021 года.

Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

    Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.
  1. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.
  2. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.
  3. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила. Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

  1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.
  2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.
  3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2021 году

Малый бизнес — это самая распространенная форма предпринимательства. У таких фирм минимальная численность (до 100 человек) и невысокий годовой доход (не более 800 млн руб.). У средних компаний есть обширные ресурсы и высокая ежегодная доходность. По определению ФНС, малый и средний бизнес — это субъекты МСП. Организации, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе претендовать на налоговые и бухгалтерские льготы. Крупные предприятия — это форма предпринимательства, которая включает ресурсные компании, охватывающие целую страну или более двух стран мира и пользующиеся большим спросом у потребителей.

В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:

Чтобы воспользоваться теми или иными видами поддержки, недостаточно просто зарегистрировать предпринимательскую деятельность. Необходимо проявлять инициативу и самостоятельно обращаться в уполномоченные органы. К тому же, в некоторых случаях может потребоваться доказательство статуса субъекта МСП.

Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW. Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка. Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

Важно! ФНС, в полномочия которой входит ведение реестра МСП, не даёт никаких справок о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Однако для заверения статуса такого субъекта предприятие может использовать некоторые виды документов с отметками ФНС: сведения о ССЧ работников за отчётный год, отчёт о прибылях и убытках, выписку из ЕГРЮЛ.

Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.

Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.

К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.

Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.

Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.

Читайте также:  Казахстан за 2021 г если у мужа свои бизнес тоо , как будут исчислять алименты

Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закон N 209-ФЗ).
Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об ИП в реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из данного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, или ЕГРИП, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч. 5-6.4 той же статьи.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
— микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн. рублей;
— малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей;
— средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд. рублей.
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Соответствующие изменения вносятся ФНС России в реестр субъектов МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании имеющихся у нее данных на 1 июля текущего календарного года, без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Положения вышеуказанных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по численности работников и доходу, вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015). Поэтому впервые категория субъекта МСП была изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года. Смотрите письма Минэкономразвития РФ от 27.01.2020 N Д13и-2174, ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@, от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@, от 16.02.2017 N ГД-4-14/2896@ и др.
В данном случае, как мы поняли, по итогам 2017, 2018 и 2019 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2020 году она продолжает признаваться малым предприятием. Если в 2020 году произойдет превышение показателя доходности, то, с учетом вышесказанного, организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2021 и в 2022 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2023 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.
Отметим также, что, по мнению Минэкономразвития РФ, внесение изменений в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация может потерять статус малого предприятия с 2023 года, но только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов. В такой ситуации статус субъекта МСП будет сохранен, однако изменится его категория с малого предприятия на среднее предприятие.
Что касается статуса субъекта МСП, то он может быть потерян с начала года, следующего за годом, по итогам которого доход от предпринимательской деятельности превысит 2 млрд. рублей и (или) среднесписочная численность сотрудников превысит 250 человек.

К сведению:
Обращаем внимание, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, к примеру, превысит 2 млрд. рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в августе 2021 года.

————————————————————————-
*(1) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Каковы критерии малого предприятия

Уточнить, является ли предприятие субъектом МСП, можно на официальном сайте налоговой службы (https://rmsp.nalog.ru/). Если предприятие фактически относится к МСП, но в реестре его не оказалось, можно подать соответствующую заявку через форму на сайте. Там же предусмотрена возможность корректировки неверных сведений.

  • она касается валютного, таможенного законодательства;
  • относится к лицензируемой деятельности;
  • юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
  • МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).

Есть особенности для НКО. Организации, являясь некоммерческими, к малым предприятиям по общему правилу не относятся. Однако в ст. 4 ФЗ-209 упомянуты и потребкооперативы. ГК РФ относит их к НКО. В ст. 123.2 Кодекса об этом виде МП говорится следующее:

Читайте также:  Каков налог на дачный дом 74 м кв

Предельные показатели дохода (800 млн руб.) и численности (100 человек) относятся ко всем МП. Доход, по действующим правилам, считается исходя из данных налогового учета. Это доходы от реализации и внереализационные суммы, отраженные в декларации по прибыли, УСНО и пр., в зависимости от используемой системы налогообложения.

  1. Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
  2. Лимит кассы можно не устанавливать.
  3. Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
  4. При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.

Учет кадров необходимо осуществлять согласно требованиям Трудового кодекса. Для микроорганизаций допустим упрощенный порядок. Владельцы самостоятельно решают, необходимо ли использовать в деятельности такие документы, как положения об оплате и премировании, ведение посменного графика, правила внутреннего распорядка.

Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.

Подобные компании могут относиться и к малому и к среднему бизнесу при условии, что основные задачи характеризуются на реализации интеллектуальной деятельности в человеческую жизнь. Стоит отметить, что исключительное правообладание подобными разработками и их результатами обязаны находиться в руках соучредителей фирмы.

Помимо организаций, отвечающих вышеуказанным общим и специальным критериям, ФЗ № 209 также устанавливает, что по умолчанию к МП относятся все впервые зарегистрированные организации и ИП (в течение первого года существования), а также ИП, работающие по патентной системе.

Федеральный закон от 3 июля 2021 г. N 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» вводит в трудовой кодекс новую главу 48.1.

Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

  1. Проведение закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность по проведению процедур исключительно для СМП и СОНО в размере не менее 15% от общего числа годовых расходов.
  2. Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО в том случае, если победитель закупки к ним не относится. Право заказчика об установлении в документации данного требования предусмотрено ч. 5 ст. 30 закона.
  3. Сокращенные сроки оплаты товаров, работ, услуг заказчиком. Согласно ч. 8 ст. 30, в том случае, когда закупка проводится для СМП или СОНО, срок оплаты контракта не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания приемочных документов, в то время как для остальных закупок период составляет не более 30 дней.
  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Субъекты малого предпринимательства в 2021 году: кто к ним относится

Для расчета среднесписочной численности сначала определяют ССЧ кадров, имеющих полную занятость, а потом тех, кто имеет частичную занятость. При этом если у ИП нет работников, то его статус определяется только по размеру дохода. Кроме того, все предприниматели на патентной системе автоматически относятся к микропредприятиям.

Процент членства других фирм в уставном капитале тоже имеет значение. Если в хозобществе или товариществе есть такие участники как Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, общественная организация, то в общей сложности их доли не должны занимать более 25% всего уставного капитала фирмы.

Однако если субъект превысит допустимые нормы по доходу или среднесписочной численности работников, то статус малого предприятия сохранится за ним еще 3 года. Но по истечении этого срока он лишится его и станет средним или крупным предприятием в зависимости от предельных значений, которые теперь у него есть.

Предприятия малого и среднего бизнеса получают неплохие привилегии. Они могут вести учет на спецрежимах по пониженным налоговым ставкам (УСН, ЕСХН, ПСН). Например, региональные власти вправе снижать ставки на УСН-«доходы минус расходы» с 15% до 5%. Государство поддерживает малый бизнес грантами, безвозмездными субсидиями, может возместить затраты по лизингу или проценты по кредитам и т. д.

Отдельно отметим, что малыми могут быть и предприятия, если их участниками являются общероссийские общественные объединения инвалидов или их территориальные подразделения. Однако у них среднесписочная численность инвалидов должна быть не меньше 50% по отношению к другим работникам, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Оцените статью