Какие проблемы приватизации госсобственности в россии

Сложившаяся ситуация, по-нашему мнению, стала возможной в связи с отсутствием должной правовой регламентации процесса приватизации, а также установления ответственности за его нарушение, в том числе и уголовной. Если рассмотреть все законодательство, которое с 1991 по настоящее время регулировало процесс приватизации, то обращает на себя внимание тот факт, что в нем отсутствовал системных подход к разработке законодательной базы, что в свою очередь приводило к постоянному отставанию реальных процессов приватизации от законодательства. Противоречивость законодательных норм и породила почву для развития множества нарушения интересов государства и граждан. В качестве примера можно назвать то, что до сих пор не решен вопрос о соответствии норм приватизации нормам Конституции России и Гражданского кодекса России. Законодательство проявляет свою неполноту в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства как собственника, что противоречит названным нормативным актам. Кроме этого, законодательно не решен вопрос о так называемых криминальных банкротствах, которые зачастую используют недобросовестные покупатели приватизируемого государственного имущество, схема, когда, перед выставлением на продажу предприятие вгоняют в долги и умышленно занижают его цену, очень распространена и в настоящее время. Не трудно представить какие убытки несет государство в таких случаях.

Статистики МВД и анализ судебных решений свидетельствует о постоянном совершенствовании способов незаконного проведения приватизации и в настоящее время. Кроме того, в связи с недавним подъемом приватизации жилья среди граждан, обусловленным окончанием установленного срока приватизации (сначала предполагалось провести бесплатную приватизацию жилья до 2013 года, но затем срок был продлен до 1 марта 2015 года) [4], суды отметили повышение обращений граждан по нарушению их прав третьими лицами и невозможностью перевести в собственность полагающееся им по закону жилье. Зачастую, в связи с огромным бюрократическим аппаратом, который необходимо преодолеть приватизируя жилье, граждане обращаются к недобросовестным риэлторам за помощью. Такие риэлторы под различными предлогами, а также пользуясь юридической неграмотностью населения, получают доверенности, по которым проводят приватизацию и дальнейшую регистрацию квартир в свою собственность. Также известна схема, когда преступники обращаются к арендателям муниципальной или государственной собственности, которая не подлежит приватизации, утверждая, что они могут помочь перевести арендуемое ими имущество в собственность. Например, 1 апреля текущего года в Москве полицией были задержаны мошенники, действовавшие по данной схеме, преступники, представлялись доверенными лицами чиновника Департамента городского имущества г. Москвы и предлагали содействовать в приватизации арендуемого имущества за 9 млн. рублей, которые, как они утверждали, необходимо было передать чиновникам «за содействие», арендатели, зная, что законных способов приобретения этого имущества у них нет, соглашались на такие аферы и передавали необходимые суммы мошенникам [5].

Приватизация государственного имущества является эффективным способом улучшения экономического состояния, а также роста социального благополучия граждан не только в России, но и в других странах. Экономические преобразования последних десятилетий, произошедшие в нашей стране можно оценить как положительные для развития экономики. По плану приватизации, утвержденному на 2014-2016 гг. приватизация принесет государству 1,7 триллиона рублей, доход за 2014 год составит 180 миллиардов [1].

Анализ приватизационного процесса в период с 1993 по 2003 г.г. проведенный Счетной палатой Российской Федерации показал, что имело место огромное количество нарушений законодательства. Наиболее распространенными и характерными нарушениями явились: превышение установленных законом полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом; невыполнение органами своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж; коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации и др. [3, c. 49]. Счетной палатой по результатам данного анализа было направленно в прокуратуру более 50 обращений по выявленным нарушениям.

Однако, анализируя зарубежный и российский опыт приватизации становится очевидным, что имея позитивные цели, она вызывает активизацию антиобщественных проявлений. Злоупотребления служебным положением, хищения во всех его проявлениях, взяточничество, все эти виды преступной деятельности традиционно свойственны приватизации, кроме этого новыми для России стали такие виды экономических преступлений, как подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация «финансовых пирамид» и другие. По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономической и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата [2, c. 138].

Приватизация государственного и муниципального имущества

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

Читайте также:  Журналы вак список 2021 по юриспруденции

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации жесткая принудительная иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «нелиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом де приватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования [9, с. 152].

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели после чековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату. Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря». Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы. Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

концепцию проекта Федерального закона № 520056-5 «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации» и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении;

В истории Российской Федерации был короткий период, когда приватизация проходила по более открытому сценарию. Мы не имеем в виду ваучеры, которые многие меняли на пару ботинок или бутылку водки. Вспомним вместо этого так называемые народные IPO в середине 2000-х, когда у людей стали появляться деньги и они стали больше доверять Российской Федерации. Люди, далёкие от финансовых рынков, получили тогда возможность купить мелкие пакеты акций ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ» и ряда других крупных компаний с участием в них Российской Федерации. Однако по факту для многих инвесторов «из народа» это обернулось большими убытками. Так, в 2007 году масштабная рекламная кампания привела к тому, что ОАО «ВТБ» получил 124 тыс. новых акционеров из числа граждан. Но уже в 2008 году, когда стремительно обрушились котировки всех российских акций, многие из этих народных акционеров потеряли свои единственные накопления. Это вам не 3 % ПАО «Газпром» купить, когда заранее известно, что акции тут же вырастут в цене.

Помимо списка крупных компаний с участием в них Российской Федерации, в которых доля Российской Федерации может уменьшиться или исчезнуть, интрига новой приватизации заключается в способе продажи акций. Похоже, что этот механизм был отработан в июле 2019 года, когда ПАО «Газпром» продал почти 3 % своих квазиказначейских акций. Соль этой истории в том, что, хотя акции и продавали на бирже, покупатель был единственный. Желающих купить часть национального достояния нашлось немало, но их остановили условия сделки: акции продавали по принципу «всё или ничего». Победитель торгов заплатил за эти бумаги 139 млрд. рублей.

Кстати, возникает ещё один вопрос: что будет делать Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов с деньгами от продажи находящихся в федеральной собственности пакетов акций – купит на них долларовые, евровые или юаневские облигации? Может быть, именно это ему посоветовали сделать на встрече МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне – подбросить дешёвых денег в американскую экономику?

6. У нас до сих пор не совсем до конца прописана Конституция Российской Федерации, так как до настоящего времени не приняты некоторые федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Более того, у нас аналогичная ситуация и с Гражданским кодексом Российской Федерации. Так в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

  • Массовое отрицание российской экономики, перераспределение и консолидация частного богатства в российском обществе с минимальными социальными конфликтами;
  • Формирование слоя частных собственников, способствующего созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • Обеспечить условия для повышения эффективности деятельности российских компаний;
  • Создание законодательных и организационных условий и механизмов, необходимых для передачи имущественных прав от одного лица к другому;
  • Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • Создание конкурентной среды и создание условий для демонизации национальной экономики;
  • Расширение инвестиционной базы российских компаний и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
  • Массовость приватизации обеспечивалась применением строгих стандартных процедур, которыми легко управляли государственные служащие среднего звена;
  • Ускорение приватизации было произведено путем включения в ежегодную государственную программу приватизации, имевшую силу закона, конкретной целевой задачи по приватизации;
  • Отсутствие необходимых финансовых ресурсов частично компенсируется распределением государственной собственности бесплатно (буквально бесплатно или по приватизационным чекам), а остальное предоставляется с минимальной стоимостью.

Учитывая методологическую основу отрицания и приватизации, фактическая приватизация государственной собственности происходит тогда, когда предприятие продается как система отношений, изменяющая форму собственности на средства производства от Государственной к частной под непосредственным влиянием государства. Превращение предприятия в акционерное общество обусловлено тем, что после приобретения акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива оставшиеся акции остаются в государственной собственности и приобретаются другими инвесторами.

Объективными причинами развития приватизационного процесса являются как макроэкономика, так и микроэкономика. Необходимость постоянной нерыночной координации производственной деятельности государственных предприятий в экономике привела к ее высоким планово-координационным издержкам. Между тем, рыночный механизм позволяет осуществлять такие корректировки с гораздо меньшими затратами.

Особенностью приватизационных чеков как ценных бумаг было то, что обращение ваучеров не облагалось налогом по операциям с ценными бумагами, цели их использования в качестве платежного средства, безвозмездные формы первого размещения, привлекательные для юридических лиц со стороны эмитентов других ценных бумаг. Физические лица не уплачивают подоходный налог с суммы, полученной от продажи приватизационного чека. Вопрос о приватизационных чеках подвергался критике со стороны многих. Лучшим контраргументом является ускорение процесса приватизации и создание реального механизма участия всего населения в покупке акций конвертируемых компаний.

Читайте также:  Иркутской области ведомственная грамота за добросовестный труд свыше 20 лет подходит для получения ветерана

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Коммерциализация государственных предприятий означает передачу их руководству прав полного хозяйственного ведения в отношении имущества предприятий. Это позволяет превратить государственное предприятие в полноценного субъекта рынка, который самостоятельно определяет свою технико-экономическую, производственную, сбытовую, ценовую политику.

Данная работа не ставит своей целью рассмотреть приватизационные процессы в сельском хозяйстве, вследствие его специфических особенностей, а ориентируется в основном на приватизацию и разгосударствление промышленности, государственных и муниципальных предприятий России.

Приватизация является инструментом регулирования степени влияния частного сектора на экономику страны. С помощью такого инструмента должен быть установлен баланс интересов государства и частных лиц, повышена эффективность использования государственных ресурсов.

Таким образом, переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, cледует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Реальные проблемы приватизации

Однако приватизация не сводится к общей политике де регулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Второй подход – «трудовой»: на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Переход России к рыночной системе хозяйствования невозможен без развития и поддержки предпринимательской деятельности. В то же время создание предпосылок для предпринимательства в России связано с периодом перестройки экономики на рыночные отношения. В условиях экономики централизованного планирования к предпринимательству было негативное отношение.

Выделяют: малая – предприятия коммунальной собственности, и большая – крупные предприятия. Основным способом приватизации для крупных предприятий явл. акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации..

Разг. собственности может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негосударственных формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций. Цель разг. собственности состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность собственности.

Важнейшим направлением разгос-ия собственности явл. приватизация – процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негосударственных формах собсобственности. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы — право непосредственного управления ими.

Переход к рыночной экономике требует коренного преобразования отношений собственности ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную материальную ответственность за не использование ресурсов. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность .

Проблемы приватизации в России: итоги и последствия

При этом институциональный каркас и экономический механизм смены приоритетов, реализуемый через цепочку причинно-следственных связей, оказывается разным в странах со сложившейся рыночной системой, странах с элементами рынка и сильным государственным присутствием в экономике и, наконец, в странах, где экономические позиции государства до недавнего времени были абсолютными.

Читайте также:  Звонки мошенниеи возврат денег ммм

Особенно видна разница результатов приватизации в странах восточной Европы, которые после распада СССР принялись строить рыночную модель экономики и в странах бывших республик СССР, где так же приватизация должна была решить вопросы о возрождении и перестройке экономики на новые рельсы рыночных отношений. Однако если европейские страны с поставленной задачей худо-бедно справились, то на просторах СНГ отголоски дикой приватизации от которой выиграла группа олигархов, отдаются и поныне. Кроме этого сроки приватизации в разных странах определяются по-своему. И если данный вопрос не продумать и отдать на свободное плавание, то приватизация предприятий перерастет в скупку активов всех предприятий и организаций, принадлежащих государству в одни руки, что может вызвать монополизацию рынка товаров той или иной группы. [2]

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Во-первых, двойственность власти-собственности заключалась не только в том, что представители советской номенклатуры были одновременно и подчиненными, и начальниками. В отличие от обыкновенной иерархической структуры для них была характерна нерасчлененность функций: партийной и государственной, законодательной и исполнительной, административной и судебной, а нередко — гражданской и военной. Следствием этого была особая роль партийно-хозяйственной номенклатуры различных уровней в социальной стратификации советского общества.

Приватизирован будет учхоз без всяких гарантий относительно того, что туда примут студентов на практику, что не построят на пашне дома. А идет именно к этому: многие учхозы граничат с городом, в состав совета директоров при акционировании попадает не ректор вуза или представитель органов управления сельским хозяйством, чтобы принимать взвешенные решения, а очень часто — посторонние люди, посторонние к учебному процессу и сельскому хозяйству, но заинтересованные в земле и другом имуществе учхоза.

Таким образом, в период перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности, то есть, играет системообразующую роль. Приватизация, как и всякое революционное преобразование в переходный период, осуществляете в значительной мере административными средствами. Организационные и политические факторы при этом оказывают чрезвычайное воз­действие на процесс, социальную направленность и результаты при­ватизации.

Отметим, что время приватизации — годы благополучного хозяйст­венного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глу­боких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйствен­ных масштабах, а время роста государственного сектора за счет ново­го строительства или национализации предприятий и отраслей частных вла­дельцев — годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельства­ми, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к об­ществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.

7. В ряде случаев приватизацию целесообразно проводить путем выпуска и распространения «народных акций», призванных сделать совладельцами собственности десятки, сотни тысяч граждан, в первую очередь нынешних и бывших работников приватизируемых объектов, что ведет к привлечению дополнительных средств для инвестиций, улучшению отношения к труду и социального климата. «Народ­ные акции» в течение определенного времени не должны допускаться к обращению на фондовых рынках.

II . Функция укрепления общественного строя. Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в составную часть народ­ного хозяйства. Он может увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфра­структуры или экспериментальных производств. Его доля может со­кращаться в экономике и без приватизации за счет более бы­строго развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике — это количественный, но и социально-экономический показатель, так как ус­тойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственно­сти и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельно­сти частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.

Приватизации в зрелой рыночной экономике. Процессы приватизации и национализации в недалеком прошлом проистекали в зависимости от кризисов и войн, необ­ходимости развития нерентабельных научных направлений, произ­водств, развития отсталых районов и превращения отдельных пред­приятий в рентабельные и конкурентоспособные. В странах с развитой экономикой граница между увеличением госсектора и приватизацией подвижна, она зависит от состояния экономического цикла, рента­бельности государственных объектов и вызванной этими обстоятель­ствами заинтересованности частного капитала в приобретении кон­кретных объектов или передаче их государству. В устойчивой рыночной экономике приватизация государствен­ной собственности, как и выкуп отдельных объектов и отраслей, госу­дарственное капитальное строительство, является средством государственного регулирования экономики, служащим генеральной цели — укреплению экономики государства.

По данным Всемирного банка, к началу 1990-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.

В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Преимущественными стали продажа залогодержателями пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц. В начале 1998 г. этот вариант был использован в отношении пакетов акций «ЮКОСа» (45% вначале и 33,3% после «разводнения», квалифицированный контроль банка «МЕНАТЕП»), «Сиданко» (51%, контроль ОНЭКСИМбанка), «Сибнефти» (51%, формально «Нефтяная финансовая компания»), «Сургутнефтегаза» (40,12%, фактически самовыкуп эмитентом), «ЛУКОЙЛа» (5%, фактически самовыкуп эмитентом), «Норильского никеля» (38%, контроль ОНЭКСИМбанка). Из-за отсутствия конкуренции стартовая цена не повышалась. Также на цены повлияло то, что ряд аукционов носили внедоговорный характер и не было условий приватизационных сделок.

В середине 1990-х годов Сингапур находился в десятке самых высокоразвитых стран мира, хотя в начале 1960-х годов уровень развития страны находился на очень низком уровне. В 1960 г. ВВП на душу населения Сингапура составлял 2530 долларов США, а в 1995 г. – 21652 доллара США. Средний темп экономического роста находился на уровне 8% в год, а средняя продолжительность жизни выросла с 65 до 76 лет. Основными причинами такой динамики при отсутствии каких-либо природных ресурсов стала грамотная торговая политика, активная инвестиционная политика, нацеленная на привлечение иностранного капитала со стороны ТНК, а также проводимая индустриальная политика и эффективное управление экономикой. Индустриальная политика Сингапура включала в себя выполнение трех основных целей:

Характерной чертой российской экономики, начиная с 1992 г., стал бартер. Его доля в общем объеме хозяйственных сделок непрерывно возрастала с 5,9% в среднем за 1992 г. до 51% в 1998 г. Особенно высокий уровень бартерных сделок отмечался в машиностроении (43% в среднем за период 1993-1997гг.), металлообработке (45,2%), производстве стройматериалов (44,2%) и нефтехимии (41%). Отношения в форме бартера обостряли многочисленные проблемы в налоговой сфере; замедляли структурную перестройку предприятий, подавляли инновационные тенденции; искажали нормальное соотношение цен, что влекло за собой некорректную оценку платежеспособности предприятий, уровня их рентабельности. Бартерная экономика не позволяла осуществлять сбережения в денежной форме и рассчитывать на мультипликативные эффекты нарастания массы накоплений. В результате произошло резкое снижение объемов инвестиций в основной капитал, фондоемкости ВВП и производительности труда.

Путь Китая по реформированию государственного сектора качественно отличался от опыта стран Восточной Европы. Изначально Китай сделал ставку не на продажу государственных компаний, а на повышения уровня конкурентоспособности и эффективности управления. В 1995 г. правительством Китая была объявлена программа реформ «Сохраняй крупные, отпускай мелкие». Основной целью было реформирование госсектора и снижение его доли в экономике страны. Центральной идеей стало то, что государственный контроль должен сохраниться лишь над крупными государственными предприятиями в стратегических отраслях, тогда как контроль над средними и мелкими компаниями должен быть передан местным органам власти. Приватизация через продажу акций позволила значимо диверсифицировать структуру капитала и снизить роль государства в экономике Китая с 78% до 30%. Около 4000 государственных средних и малых предприятий было реструктурировано. В результате приватизации Китай смог выручить порядка 566 млрд. долларов США.

Правовую базу процесса приватизации в России заложили принятые Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» закрепил основные положения приватизации.

Оцените статью