Закон о снятии льгот у участников ликвидации последствий от взрыва 1 атомной электростанции в чернобыле по жкх

Закон РФ от 15 мая 1991 г

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда — пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ — не противоречащими Конституции РФ

18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 4 июня, 11 июля, 16, 30 ноября 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 4 октября, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 30 октября 2017 г., 7 марта, 4 июня, 29 июля, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 2 декабря 2019 г., 24 апреля 2020 г., 5 апреля 2021 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2018 г. N 11-П положение части четвертой статьи 14 настоящего Закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась

  • Раздел I. Общие положения (ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Цели и задачи Закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки
    • Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 5. Финансирование Закона
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочия Российской Федерации по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел II. Режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 7 — 12)
    • Статья 7. Зоны радиоактивного загрязнения
    • Статья 8. Зона отчуждения
    • Статья 9. Зона отселения.
    • Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
    • Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 12. Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13 — 28)
    • Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 16. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отчуждения
    • Статья 17. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 18. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 20. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 21. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 22. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 23. Порядок прохождения военной службы (службы) гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Социальные гарантии военнослужащим
    • Статья 24. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 24.1. Национальный радиационно-эпидемиологический регистр
    • Статья 25. Меры социальной поддержки детей и подростков
    • Статья 26. О дополнительных льготах, не предусмотренных настоящим Законом
    • Статья 27. О возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения
    • Статья 27.1. Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 28. (утратила силу)
  • Раздел IV. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (ст. 28.1 — 38)
    • Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
    • Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения
    • Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 38. (утратила силу)
  • Раздел V. Компенсации гражданам за ущерб, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы (ст. 39 — 42.1)
    • Статья 39. Компенсация за вред здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 40. Компенсация за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 41. Компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 42. Выплаты компенсаций гражданам за вред, нанесенный их здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям за потерю кормильца
    • Статья 42.1. Обеспечение размещения информации о назначении и осуществлении возмещения вреда и мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • Раздел VI. Права предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в связи с чернобыльской катастрофой (ст. 43 — 46)
    • Статья 43. Права предприятий, учреждений и организаций в связи с чернобыльской катастрофой
    • Статья 44. Права общественных объединений
    • Статья 45. Гарантии гражданам и юридическим лицам при осуществлении ими защитных мероприятий на загрязненной территории
    • Статья 46. Права граждан и общественных объединений Российской Федерации на информацию о чернобыльской катастрофе
  • Раздел VII. Контроль за исполнением и ответственность за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства (ст. 47 — 49)
    • Статья 47. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 49. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы

Помимо вышеприведенных льгот, которые устанавливают для чернобыльцев в России, различные преференции положены и участникам ликвидации тяжелых последствий катастрофы на ЧАЭС, которые живут в соседних странах. Таковыми, например, являются следующие государства:

В ликвидации участвовали 600 000 россиян. Из зоны, где каждый гвоздь пропитан излучающей смерть энергией, невозможно вернуться здоровым. Если этот невидимый враг не убивает сразу, последствия обязательно проявятся через несколько лет и отразятся на следующем поколении.

Однако до сегодняшнего дня все альтернативы атомной энергетики обладают внушительным набором минусов. Этот тип энергетики позволяет снизить выбросы парниковых газов в атмосферу и при нормальной эксплуатации несёт значительно меньше рисков для окружающей среды, чем другие типы энергогенерации. И пока термоядерный синтез остаётся недостижимой мечтой человечества, мы будем свидетелями развития мирного атома.

  • лицам, подвергшихся воздействию радиации, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу, а также ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС — 1544 руб.;
  • несовершеннолетним, которые с самого детства живут в чернобыльской конкретной зоне с льготным соцстатусом — 464 руб.;
  • гражданам, которые живут в зоне с правом на отселение — 309 руб.;
  • несовершеннолетним до 18 лет, которые с самого рождения живут в зоне отселения — 772 руб.;
  • лицам, которых принудительно выселили из зоны отчуждения — 1236 руб.
Читайте также:  Испытание страховочной привязи цена

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, компенсации и льготы, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.

  • первая – ликвидаторы, получившие инвалидность во время пребывания в очаге катастрофы или же подвергшиеся лучевому заболеванию;
  • вторая – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с даты происшествия и до 1 июля 1986 года (вне зависимости от продолжительности пребывания), с 1 июля по 31 декабря 1986 года (от пяти суток), на протяжении 1987 года (от четырнадцати суток), эвакуированные из области отчуждения (включительно с еще не родившимися на тот момент детьми, которые получили этот статус по достижении 18 лет) и обязательного выселения;
  • третья – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года (до пяти суток), на протяжении 1987 года (до четырнадцати суток), с 1988 по 1990 годы (от одного месяца), работники пунктов санобработки граждан в течение 1986 года (от четырнадцати суток), а также жители зон обязательного и добровольного переселения, не вошедшие в предыдущую категорию;
  • четвертая – люди, на постоянной основе проживающие в области радиологического контроля, осуществляемого в усиленном режиме, если до начала 1993 года они пробыли там четыре и более лет.

Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению тысячи квадратных километров территорий большого количества стран, пострадали сотни тысяч людей. Различные расходы в области реабилитации и возмещения ущерба здоровья, а также предоставления льгот чернобыльцам, взяла на себя Россия и бывшие республики СССР.

Размер налога на транспортные средства чернобыльцам устанавливается Госдумой. В регионах, власти вводят дополнительные преференции. Узнать о бонусах можно на портале налоговой инспекции в разделе «Электронные сервисы».

Суммы льготных выплат индексируются ежегодно 1 февраля. Коэффициент устанавливается правительством после Нового года, а базой для его расчета служит индекс роста цен на продукты и коммунальные услуги за прошлый год.

Граждане РФ, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и имеющие присвоенный им статус чернобыльца, могут рассчитывать на получение льгот от государства.

Льготы чернобыльцам: какие положены и как получить, документы

  • Пособие, полагающееся при переводе чернобыльца на другое место выполнения трудовых обязанностей, если такой перевод связан с получением дозы радиации и подтвержден заключением медицинской комиссии. Подобное пособие будет начисляться либо до того момента, пока его трудоспособность полностью не восстановится, либо пока чернобылец не оформит группу инвалидности;
  • Начисление пособия по временной нетрудоспособности (оплата по больничному листу) должна осуществляться в полном размере от средней величины заработной платы, в то время как на общих основаниях выплата зависит от общего трудового стажа гражданина;
  • В том случае, если совместно с чернобыльцем проживает ребенок до 14 лет, в соответствии с ФЗ положено дополнительное начисление суммы в размере 781,4 рубля, основным назначением которой является приобретение продуктов питания;
  • Право на получение привилегий по улучшению жилищных условий чернобыльца;
  • Получение сертификата на жилье, в результате чего чернобыльцу могут предоставить площадь для проживания, отвечающую требованиям по квадратуре в зависимости от количества членов семьи. Воспользоваться таким правом можно один раз при условии проблем с жильем;
  • Возможность досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья (при наличии группы инвалидности);
  • Возможность оформить квартплату на льготных условиях – при этом необходимо будет перечислять только половину стоимости, рассчитанной на общих основаниях. Сюда относится как льгота при оплате коммунальных услуг, так и перечисление за жилищную площадь;
  • Скидка в размере половины стоимости топлива, необходимого для обогрева объекта недвижимости, в котором проживает чернобылец;
  • Возможность в порядке льготной очереди получить садовый участок или гараж в кооперативе;
  • Получение льгот по земельному налогу – полное освобождение или уменьшение суммы оплаты в зависимости от региона проживания;
  • Обслуживание в мед. учреждениях государственного типа и аптеках вне очереди;
  • Право на получение комплекса медицинских услуг в поликлиниках специализированного типа до того, как чернобылец достигнет пенсионного возраста;
  • Право на обслуживание в первой очереди в домах ветеранов и престарелых;
  • Возможность предоставления нового места работы в учреждениях без очереди при переезде на другое место жительства. При этом за чернобыльцем будет сохранена величина его заработной платы в течение следующих четырех месяцев работы, а также доплата за трудовой стаж без перерывов;
  • Возможность получения дополнительных дней отпуска на основном месте работы;
  • Возможность получения льготы по транспортному налогу или полному освобождению от него.
  • Доплата до предыдущего заработка в случае, если чернобылец по медицинским показаниям переводится на нижеоплачиваемую работу;
  • Предоставление ежегодного отпуска в удобное время вне графика, а также предоставление дополнительного отпуска длительностью 14 дней. Дополнительный отпуск чернобыльцам в 2020 году процедура как оформить проходит стандартно путем написания заявления.
  • Выплата больничного пособия в размере 100% независимо от трудового стажа;
  • Право на сохранение рабочего места в случае проведения сокращения штата либо численности.

Согласно действующему закону, чернобыльцы имеют право на получение путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение. Предоставляется она не чаще 1 раза в год и при наличии у льготника медицинских показаний. Желаемый для посещения санаторий при этом выбрать нельзя.

  • Граждане, получившие определенную дозу облучения радиоактивными веществами, которые в момент самой аварии находились на территории АЭС или сразу после происшествия выполняли работы по ликвидации последствий;
  • Лица, которые подверглись облучению в результате нахождения в зоне высокой радиации уже после того, как произошла авария. Сюда могут относиться те, кто проживал в Чернобыле или близлежащих районах и лица, которые принимали участие в различного рода работах;
  • Граждане РФ, которые в результате получения дозы облучения получили группу инвалидности. К такой категории в основном относят военных и военнообязанных, работников МЧС, медицинских работников (врачей и мед. персонал), которые были направлены в качестве ликвидаторов на ЧАЭС. Также сюда относят проживающих в зоне катастрофы, которых после аварии вывозили из зоны, подвергнувшейся воздействию радиации, в том числе и те граждане, которые на тот момент находились в утробе матери;
  • Лица, получившие дозу облучения, и добровольно выехавшие из зоны отчуждения;
  • Граждане, которые были донорами костного мозга, когда его пересаживали пострадавшим от катастрофы. Причем такие лица получают положенные им виды льгот не зависимо от того, где выполняли саму операцию – в России или за ее пределами;
  • Проживавшие в зоне радиоактивного облучения с правом на отселение, также сюда относят и тех, кто был направлен для выполнения рабочих обязанностей;
  • Граждане, которые постоянно жили в условиях умеренной радиации или выполняли определенные виды работ.
  1. Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
  2. Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
  3. Заявление.

Имеющие статус чернобыльца обладают правом на государственную пенсию по старости или инвалидности – ст. 10 ФЗ-166. После смерти чернобыльца члены семьи вправе получать пенсию по потере кормильца. Выплата за работу в чернобыльской зоне может осуществляться в виде государственной или страховой пенсии. Для ее назначения следует соответствовать определенным условиям: достижения пенсионного возраста, пенсионные баллы в необходимом количестве или инвалидность, если гражданин до этого момента работал. Страховой стаж может быть любым.

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Помимо вышеприведенных льгот, которые устанавливают для чернобыльцев в России, различные преференции положены и участникам ликвидации тяжелых последствий катастрофы на ЧАЭС, которые живут в соседних странах. Таковыми, например, являются следующие государства:

Имеются особенности начисления пенсий для лиц со значительным количеством льгот, дающих право на снижение возраста. Например, если гражданин имеет льготы как ликвидатор аварии, имеющий трудовой стаж в условиях Крайнего Севера, проживающий на момент назначения пенсии в зоне льготного статуса, все имеющиеся льготы суммируются.

Какие положены льготы чернобыльцам по закону

Деньги из госбюджета потекут к региональным властям в виде субвенций. Они не могут тратиться на другие цели, так как имеют жесткое целевое назначение – выплату пособий чернобыльцам. Утаить их также не получится. Деньги выделяются на ограниченное время, по завершении которого возвращаются обратно в бюджет страны.

Захлестнет ли волна необузданной экономии бюджетных средств социальную помощь чернобыльцам? Бурная деятельность законодателей заставляет беспокоиться граждан, пользующихся государственными льготами. С 2016 года уже не индексируются выплаты работающим пенсионерам. Какие изменения произойдут в назначении льгот участникам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС?

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Эти отважные люди пережили крупнейшую техногенную катастрофу. О случившейся в Чернобыле трагедии с душевным трепетом говорили во всем мире. Масштабы последствий чудовищны. По оценке специалистов пострадало более 7 000 000 человек. Радиоактивное облако распространилось на 7% территории Украины, 0,4% России, четверть Белоруссии.

В случае смерти участника ликвидации последствий аварии (ЛПА) на Чернобыльской АЭС

4. Для лиц, имеющих инвалидность, связанную с участием в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обязательно провести вскрытие тела (бесплатно) для подтверждения связи причины смерти с инвалидностью. При отказе от проведения бесплатного вскрытия необходимо написать заявление и потребовать его зарегистрировать.

Читайте также:  Завышены тарифы на одн нижний новгород

14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2015 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2015 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2015 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

6. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения. Данные о полученной дозе принимаются только от организаций, проводящих дозиметрические исследования непосредственно на месте или официально занимающихся реконструкцией доз. При отсутствии данных Российский МЭС решает вопрос без учета дозовой зависимости заболевания на основании клинической картины имеющихся заболеваний.

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2015 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2015 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

16.4. Копии заключений межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию, о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.

III.2.3. Пунктом 2 части первой ст. 29 Закона РФ от 18.06.92 предусмотрено назначение пенсий по инвалидности военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

— граждане, указанные в пункте 3 части первой ст. 13 Закона от 18 июня 1992 года (принимавшие участие в 1986 — 1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения при наличии общего стажа работы: у мужчин — не менее 20 лет, у женщин — не менее 15 лет (п. 1 ст. 30 Закона от 18 июня 1992 года);

В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г., погибших (умерших) вследствие травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов из числа этих же граждан.

2450 р. 98 коп. (сумма заработка) разделить на 28 (количество рабочих дней) и умножить на 25,4. Итого среднемесячный заработок составил 2223 р. 38 к. Этот заработок в соответствии с Указом Президента от 12.05.92 подлежит увеличению (осовремениванию) на коэффициент года его получения — 6,7. Заработок составит 14 896 руб. 65 коп.

V.5. Поскольку инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой, считается профессиональным заболеванием, в соответствии с пунктом «а» ст. 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. инвалидность I и II групп, связанная с чернобыльской катастрофой, подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсии наравне с работой.

  • на 10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста:
  • участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году;
  • гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  • на пять лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, которые были заняты на работах по ликвидации последствий катастрофы в 1986 – 1987 годах в пределах зоны эвакуации(отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне) при наличии инвалидности (независимо от причины);
  • особый порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца – для лиц, ставших инвалидами вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, и семей, потерявших кормильца вследствие указанных причин. В виде пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца им возмещается утраченный в связи с инвалидностью или потерей кормильца заработок (доход);

Наиболее значимые льготы предусматриваются для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевших и перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения).

  • 35-часовая рабочая неделя;
  • суточные в повышенных размерах для временно направленных или командированных;
  • повышенная продолжительность трудового отпуска (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда):
    • 44 календарных дня – для лиц, работающих в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения;
    • 37 календарных дней – для лиц, работающих в зонах с правом на отселение;
  • отпуск по беременности и родам женщинам с 27 недель беременности продолжительностью 146 календарных дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей – 160 календарных дней) независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
  • преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;
  • предоставление социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;
  • предоставление отпуска в летнее или другое удобное время по желанию работника. Указанная гарантия предоставляется также работникам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.
  • участникам ликвидации последствий катастрофы в зоне эвакуации (отчуждения) (50 и 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту (32,9руб. и 16,4 руб.) – в зависимости от времени участия в ликвидации последствий;
  • лицам, эвакуированным, отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения и самостоятельно покинувшим эти зоны после катастрофы в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту (16,4 руб.);
  • назначение социальных пенсий инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и детям, потерявшим кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, в повышенных размерах.

Ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС им

Караул Правика начал работу на крыше машинного зала. Через несколько минут прибыл дежурный караул СВПЧ-6 под руководством лейтенанта Виктора Кибенка. Возглавив звено газодымозащитной службы, он организовал разведку в помещениях, прилегающих к активной зоне реактора. Несмотря на высокий уровень радиации бойцы, следуя за командирами, выполняли свой долг. Расставив ствольщиков на позиции, Виктор Кибенок обеспечил подачу воды на кровлю машинного зала с помощью автолестницы и стационарных сухотрубов.

Первыми ликвидаторами аварии, кто тушил пожар в первый час после взрыва, были 28 бойцов пожарных частей под руководством майора внутренней службы Леонида Петровича Телятникова, начальника военизированной пожарной части УВД Киевского облисполкома Украинской ССР, а также 12 милиционеров и работников ЧАЭС.

Краснодарский край внес свой значимый вклад в ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. В аварийно-спасательных работах в 1986 -1990 гг. участвовали 11 740 кубанцев (6% от общего числа ликвидаторов аварии). По данным крайвоенкомата, в мае 1986 г. в район ЧАЭС отправлено через военкоматы больше 1000 резервистов – жителей Кубани. Динской военизированный полк гражданской обороны выполнял широкий спектр работ, включая самые опасные.

От института, разработавшего реактор, в комиссию вошёл химик-неорганик академик В. А. Легасов. Вместо положенных двух недель, на месте аварии он работал 4 месяца. Именно В. А. Легасов создал состав смеси (боросодержащие вещества, свинец и доломиты) и рассчитал возможность ее применения для предотвращения дальнейшего разогрева остатков реактора и уменьшения выбросов радиоактивных аэрозолей в атмосферу. С самого первого дня эту смесь забрасывали с вертолётов в зону реактора.

3318 кубанских участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС награждены медалями и почетными знаками. В числе организаторов этих работ на ЧАЭС были уроженцы Кубани — генерал армии В.И. Варенников и начальник химических войск В.К. Пикалов, удостоенный звания «Герой Советского Союза».

Меры социальной поддержки участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 -1990 годах

Меры социальной поддержки участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 -1990 годах в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

1 . При наличии группы инвалидности независимо от её причинной связи участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годах имеют право одновременно на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

2 . В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годах имеют право на предоставление набора социальных услуг (либо одной социальной услуги) стоимостью 450 рублей (с учётом индексации с 01.04.2009г. — 641 руб.), в том числе:

Читайте также:  Инвалидам гсп в крыму

— дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемых в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании стоимостью 400 руб. (с учётом индексации с 01.04.2009г.- 570 руб.);

Не умаляя значения действий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы личного состава подразделений других родов войск, все же отметим, справедливости ради, что специалисты и весь личный состав химических войск выполняли наиболее опасные и ответственные задачи.

4-го мая В.К. Пикалов организовал офицерскую разведку и расчистку подходов к 4-му энергоблоку с северной, западной, южной и восточной сторон. Расчеты 4-х разведывательных машин 122 мобильного отряда возглавляли В.К. Пикалов, Ю.С. Малькевич, В.А. Владимиров, В.П. Кузьмичев. Выявилось, что уровни радиации с запада и юга превышают 2000 р/ч, с востока и севера составляют от 5 до 100 р/ч. На основе этих данных правительственная комиссия приняла решение на ввод всех сил и средств ликвидации последствий и проведения работ с восточной или северной стороны.

В 1986-87 г.г. ежедневно выделялось от 80 до 180 химических разведывательных дозоров на бронетранспортерах и специальных автомобилях. Одной из важнейших задач, выполненных химическими войсками во взаимодействии с авиацией, явилось установление суточного выброса активности из реактора 4-го энергоблока.

В короткие сроки в химических войсках были развернуты и направлены в район катастрофы еще одна бригада, семь полков, три отдельных батальона химической защиты, дозиметрическая рота, ремонтно-восстановительный батальон (вооружения химических войск и средств защиты), два химических склада. Формировались также три отдельных учебных батальона химической защиты по доподготовке личного состава, призываемого из запаса, для создания резерва и замены военнослужащих получивших максимально допустимые дозы облучения.

С этой целью оперативной группой была разработана и проведена разведывательная операция «Крест», в ходе которой выполнено 70 вертолето-вылетов. По общей команде химики – разведчики, находившиеся в воздухе на вертолетах, осуществляли отбор проб воздуха на удалениях от АЭС от 3 до 13 км на высотах от 25 м до 2 км. Это позволило правильно прогнозировать выпадение радионуклидов в отдаленных районах.

Льготы вдовам чернобыльцев 2021

Если гражданин подпадает под действие закона, регулирующего социальную поддержку чернобыльцев, он имеет право получать пенсию раньше установленного срока. Для этого нужно соблюсти два условия – выработать необходимый стаж и выйти на заслуженный отдых не ранее, чем за 5–10 лет до достижения пенсионного возраста.

Несмотря на то, что авария на Чернобыльской АЭС произошла более 30 лет назад, ее последствия ощутимы – это серьезно испорченное здоровье участникам ликвидации аварии, проживающим в зоне катастрофы и их детям. Также в истории СССР были и другие техногенные аварии, связанные с радиацией. Пострадавшим в этих авариях полагается обширный список льгот и выплат.

Вдовы ветеранов ВОВ могут получить ежегодную выплату в размере 500 руб. Они также вправе рассчитывать на получение новой квартиры, если нуждающаяся семья встала на учет до 1.02.2005 г. Если на иждивении умершего ветерана находились нетрудоспособные дети либо сама вдова, то можно оформить пенсию по потере кормильца.

Согласно принятому правительством законопроекту были усложнены условия получения льгот данной категорией граждан. К новым критериям относятся: постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением льгот.

  • работавшие на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или строительстве – не менее 14 календарных дней,
  • потерпевшие от аварии на ЧАЭС, которые постоянно проживали (постоянно проживают, работают или учатся состоянием на сегодняшний день) в зоне безусловного или гарантированного добровольного отселения на день аварии,
  • состоянием на 01.01.93 г. прожили в зоне безусловного отчуждения не менее 2 лет (на территории гарантированного добровольного отселения – не менее 3 лет) и отселенные или добровольно переселившиеся.

Закон о снятии льгот у участников ликвидации последствий от взрыва 1 атомной электростанции в чернобыле по жкх

— Учреждение, предназначенное для работ с источниками ионизирующих излучений, до начала его эксплуатации должно быть принято комиссией в составе представителей заинтересованной организации, органов Государственного санитарного надзора, технической инспекции профсоюза, органов внутренних дел. Комиссия устанавливает соответствие принимаемых объектов требованиям действующих норм и правил, наличие условий радиационной безопасности для персонала и населения (п. 3.1 Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/80, далее ОСП).

Конституционным судом Российской Федерации (Постановление от 1 декабря 1997 г. N 18-П) Чернобыльская авария определена, как экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века приведшая к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.

Указанные организации (а опосредовано, подконтрольные им подразделения и службы различных ведомств), каждая в определенный период времени, а также граждане, привлеченные к выполнению работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, являлись субъектами трудовых отношений в пределах, существовавших в то время, трудового законодательства и иных нормативных актов.

Из приведенного анализа видно, что все участники работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, без внесения записи в трудовую книжку, изменили место работы (30-ти км. Зона ЧАЭС), условия труда (работа в особо вредных условиях труда – ОВУТ), размер оплаты труда (оплата в ОВУТ с повышающим коэффициентом и применением кратности). При этом работники, в т.ч. и военнослужащие, военные строители военно-строительных отрядов и частей, а также военнообязанные, призванные на сборы: приобрели стаж (в трехкратном размере), дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173; при наличии профессионального заболевания при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приобрели право на льготную пенсию по старости (снижение возраста выхода на пенсию) по Списку N 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда.

Кроме того, Конституционный суд, объединив все категории граждан, в силу различных обстоятельств оказавшихся в зоне аварии на ЧАЭС предопределил их особый правовой статус, чем ограничил право ряда категорий на возмещение вреда рамками чернобыльского закона

Закон о снятии льгот у участников ликвидации последствий от взрыва 1 атомной электростанции в чернобыле по жкх

Кроме неоднократного пылеподавления предполагался сбор радиоактивных отходов и снятие верхних слоев грунта на ряде участков территории АЭС, загрузка их в кубовые металлические контейнеры; выбор мест временного захоронения контейнеров с радиоактивными отходами и их оборудование; порядок транспортировки контейнеров с отходами с их погрузкой на маршрутах в пунктах, которые необходимо было определить; оборудование стационарных пунктов специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава в местах перегрузки контейнеров; бетонирование отдельных, наиболее зараженных участков на территории АЭС; организация дезактивации значительного количества инженерно-строительной техники, сосредоточенной в промзоне АЭС, в целях её дальнейшего использования; организация систематической дезактивации основных маршрутов передвижения воинских подразделений и гражданской техники; организация дозиметрического контроля облучения всех работающих в зоне АЭС, в Чернобыле, а также личного состава воинских частей; профилактические медицинские меры в целях снижения последствий радиоактивного облучения людей.

В докладе, возможно, с несколько излишними подробностями изложены факты первых дней и недель работы оперативной группы управления начальника войск и лично В.К.Пикалова. Это сделано только для того, чтобы можно было глубже понять и оценить всю сложность и напряженность обстановки тех дней, необходимость для личного состава оперативной группы оперативно, конкретно и ответственно вырабатывать предложения, готовить принятие обоснованных и главное верных решений, а затем самим же организовывать их выполнение.

Тем временем, с 3 часов 27 апреля в Припять начали прибывать подразделения 122 мобильного отряда ликвидации последствий аварий химических войск, поднятого по тревоге и комбинированным способом перебрасываемого в район катастрофы, всего 272 военнослужащих и 65 единиц специальной техники. Проведение первичной радиационной разведки возглавил и проводил с расчетом бронированных химических разведывательных машин 122 мобильного отряда В.К. Пикалов, считавший своим долгом лично изучить и оценить сложившуюся радиационную обстановку в районе 4-го энергоблока на территории АЭС.

По данным Генерального штаба за первые полтора года ликвидационных работ химическими войсками была проведена дезактивация и сдано по актам более 1600 помещений на ЧАЭС, продезактивировано 42 млн. кв. метров территории станции, 83,5 тыс. кв. м. кровли, вывезено более 418 тыс. куб. метров зараженного грунта, мусора и оборудования. За период с апреля 1986 года по ноябрь 1990 года химическими войсками осуществлялся контроль радиационного заражения на площади более 3,5 тыс. кв. км; проведена дезактивация 26,5 млн. кв. м внутренних помещений АЭС, более 20 тыс. кв. км. территории станции, 944-х населенных пунктов, свыше 5 млн. транспортных средств; перемещено и уложено 2,2 млн. куб. м радиоактивного грунта.

4-го мая В.К. Пикалов организовал офицерскую разведку и расчистку подходов к 4-му энергоблоку с северной, западной, южной и восточной сторон. Расчеты 4-х разведывательных машин 122 мобильного отряда возглавляли В.К. Пикалов, Ю.С. Малькевич, В.А. Владимиров, В.П. Кузьмичев. Выявилось, что уровни радиации с запада и юга превышают 2000 р/ч, с востока и севера составляют от 5 до 100 р/ч. На основе этих данных правительственная комиссия приняла решение на ввод всех сил и средств ликвидации последствий и проведения работ с восточной или северной стороны.

Оцените статью