Зарплата учителя без категории

За основу определения оклада принимается МРОТ, который не может быть меньше прожиточного минимума. Таким образом, предполагается, что новая система начисления зарплаты бюджетникам поможет выровнять зарплаты, но не уменьшит их, так как будут учитываться и региональный МРОТ, и иные нюансы в зависимости от конкретного субъекта РФ.

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.

Последнее повышение заработных плат бюджетникам происходило осенью 2020 года, когда прошла всеобщая индексация работникам школ, детских садов, техникумов, училищ, колледжей и даже учреждениям высшего образования. Не всем учителям и педагогам удалось значительно увеличить свои доходы в связи с данным повышением, но с 1 января ожидалась новая волна роста зарплат. Министерство просвещения, Общероссийский Профсоюз образования и другие профильные ведомства сейчас закончили обсуждение новой системы оплаты труда педагогов. Учителя надеются: их ставки и оклады подрастут. Более того — наконец-то будут рассчитываться по единым федеральным требованиям.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина мы разрабатываем предложения по установлению единых требований к оплате труда учителей. Посмотрим и базовую ставку, и надбавки, которые есть в системе образования Этот вопрос для нас будет одним из приоритетов следующего года. Цель нашей работы – каждый педагог должен знать не только уровень своего дохода, но и из чего он состоит, какие у него надбавки, и все это, повторюсь, должно быть максимально прозрачно

Если пенсия гражданина не дотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе, власти «дотягивают» выплату надбавками. В школах делают так же. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов рассказал «Российской газете», что удалось привести доходы учителей к средней региональной зарплате. Но проблема в том, что система начислений непрозрачная, не все учителя понимают, как складываются доплаты.

Зарплаты учителей – больной вопрос, который граждане задают власти при любой возможности. О равенстве зарплаты учителя и уборщицы спросили даже Владимира Путина на пресс-конференции. Выяснилось, что это не учитель получает мало, а уборщица – много, ведь зарплата не должна быть ниже МРОТ. Надбавки повышают выплаты учителям до средних зарплат, но педагогам не всегда понятна прозрачность доплат. А власти нужно не только зарплаты повышать, но и выполнять поправки в закон об образовании. Поэтому с марта в школах появится новая должность с надбавкой 15 тыс. рублей.

В школах есть крупные доплаты. Например, классные руководители с 1 сентября получают дополнительные 5 тыс. рублей. Такое поручение дал президент, напомнил Кравцов. Но это не единственная должность с хорошими надбавками. С 1 марта в 10 пилотных регионах появится новая – советник директора по воспитательной работе. Педагог будет получать дополнительные 15 тыс. рублей.

Пока не известно, в каких регионах появится новая должность и что она собой представляет. Кравцов напомнил о поправках в закон об образовании. Они начнут действовать с 1 сентября нового года. Поправки дают определение воспитанию. В них также говорится, что оно должно основываться на «принятых в российской обществе правилах и нормах поведения» и формировать «чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества».

Из чего состоит зарплата учителя

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

Несмотря на существования определённых норм оплаты труда педагогов, многие из них не получают даже средней зарплаты по региону. Согласно данным, более чем в 40 субъектах РФ выплаты учителям со всеми надбавками не достигают 15 000 рублей. При этом в некоторых регионах оклад составляет и вовсе каких-то 3-4 тыс. рублей. Чтобы получить остальное, педагоги вынуждены работать сверхурочно, вести продленки, брать классы на попечительство и еще многое другое.

И наиболее решительный: отказаться в школьном Положении о зарплате от стимулирующих вообще, оставив их как премии из фонда экономии. Таким образом, работнику гарантируется примерно 95% стабильной оплаты. Опыт московской школы «Интеллектуала» показывает, что это возможно. Кроме упрощения процедуры расчета зарплаты, появления прозрачности ее начисления, прекращается конкуренция за баллы и это положительно влияет на отношения в коллективе.

С ней соглашается коллега из Орловской области Александра Петрова (имя изменено). «По поводу премий директор опирается на мнение завуча, а завуч всем мстит. Много лет назад школой руководила ее мать, которую сняли с должности (подворовывала), в том числе благодаря совместным заявлениям учителей. И вот дочь решила со всеми расквитаться. Когда в бухгалтерию приходят деньги, она заводит буквоедство: надо сдать какие-то отчетности, что-то заполнить, проверяются виртуальные школы и так далее. Не зашел в учительскую, не услышал, до какого числа нужно сдать документ, — наказан и остаешься без выплат.Неважно, заслужил или не заслужил. В итоге каждый месяц премии получают одни и те же люди, которых никогда ни за что не наказывают», — отмечает она.

Стимулирующие устанавливаются локальными нормативными актами учреждения — формально по согласованию руководства и работников. Если вы недовольны именно критериями их начисления или, например, тем, что нормативные акты меняются слишком часто, вам нужно инициировать процедуру коллективного трудового спора (глава 61 ТК РФ описывает эту процедуру) либо найти другие пути давления на работодателя, чтобы он поменял нормативный акт в вашу пользу. Обжаловать в суде незаконность положений об оплате труда, премировании, стимулирующих (названия могут быть разные) можно только в том случае, если они ухудшают положение работника по сравнению с правами: 1) закрепленными в Трудовом кодексе, 2) закрепленными в коллективном договоре учреждения.

Наступивший год несет за собой раз изменений и нововведений, которые отразятся на профессиональной деятельности педагогов. Так, уже в январе в рамках программы «Земский учитель» будет запущен сайт для размещения открытых вакансий. Его особенность будет состоять в том, что размещать свои объявления смогут школы, находящие в местности с населением менее 50 тысяч человек.

Сколько реально зарабатывают учителя в регионах и какая у них нагрузка

Что получается? Среди молодых учителей около 70% занимаются репетиторством, потому что они понимают для себя и убедились, что, попадая в систему школы, где выстроена своя иерархия, где есть отношения с коллегами, с руководством и так далее, им мало, грубо говоря, светит в получении и улучшении своего материального положения. Поэтому они предпочитают сегодня не связываться с системой школы, а выходить на рынок и получать там деньги, улучшать свое материальное положение. Как профессионалы выходят и занимаются репетиторством.

Читайте также:  Заказать копию устава в налоговой госпошлина

Владимир Собкин: Ну, вы с одной стороны смотрите, я – с другой. У каждого из нас свое мнение. Мне важно это зафиксировать: потенциалы, разные возможности, разные культурные ситуации. И в этом, конечно, существует неравенство и культивируется неравенство в системе образования. И в этом плане я поддержу последнее выступление, когда родительница сказала: «А за что платить?» А за что платить? Это серьезный вопрос.

Владимир Собкин: Я с вами соглашусь и не соглашусь. Такая у меня двойственная позиция. С одной стороны, я все-таки бы не снимал со счетов эту ситуацию встроенности учителя с опытом работы и стажем в эту систему, которая называется «школьная организация», со своей структурой отношений, статусами и так далее, с высшей категорией, средней категорией и так далее. Это все коллектив достаточно пожилой. Молодому человеку часто там неуютно, молодому учителю.

Я понимаю, когда подушевое финансирование, например, кратко прожиточному минимуму, отличается в каких-то процентах. Но когда в разы это происходит, то у меня вообще удивление. Конечно, мы все говорим: «Ой, учителя в Москве очень много получают». И Васильева выступала, что учителя толпами стоят в московские школы. Зачем они поедут тогда в наш регион на такие заработные платы?

В этой книжке, кстати, посвященной учителям, мы с моим коллегой писали о том, что… Получается так, что, по сути, до педагогического смысла своей деятельности учитель в реальной своей практике… где-то он складывается через 25 лет его работы. Это очень долгий путь, который он проходит, удержавшись в школе, чтобы заняться собственно педагогической работой.

Сколько на самом деле получают учителя

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Российским учителям повысят оклады

«Прожиточный минимум на душу населения в 2021 году составляет 11 653 рубля, это значит, что учителя в регионах будут получать базовый оклад в размере около 35 тысяч рублей. Именно такой минимальный базовый оклад будет гарантирован учителю за 18 часов преподавательской работы», — говорится в документе.

Ранее были названы вакансии с самой высокой зарплатой в России. Специалисты на отечественном производстве могут получать довольно внушительные суммы. К примеру, главному инженеру угольной компании в Москве предлагается зарплата от 250 тысяч рублей в месяц. Достойный доход можно получить и в других регионах.

Зампред думского комитета по образованию и науке Максим Зайцев намерен внести соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента, уточнило «РИА Новости». В тексте законопроекта говорится, что учитель не должен получать зарплату размером меньше прожиточного минимума.

В Якутске сварщику-вахтовику готовы платить от 165 тысяч рублей ежемесячно, а инженеру-лаборанту по ремонту дорожного покрытия — 150 тысяч рублей в месяц. Хорошо оплачивается труд оператора производства цельномолочной и кисломолочной продукции на заводе в Магаданской области — до 220 тысяч рублей в месяц.

  1. г. Москва ‒ средняя зарплата в вакансиях для учителей 59 596₽
  2. Ненецкий автономный округ ‒ 43 088₽
  3. Магаданская область ‒ 41 570₽
  4. Чукотский автономный округ ‒ 37 337₽
  5. Камчатский край ‒ 36 695₽
  6. Сахалинская область ‒ 34 372₽
  7. Санкт-Петербург ‒ 33 755₽
  8. Ямало-Ненецкий автономный округ ‒ 33 550₽
  9. Республика Саха (Якутия) ‒ 33 466₽
  10. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра ‒ 30 163₽
  • Базовый оклад ‒ за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  • Стимулирующие надбавки ‒ за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  • Надбавка 5000₽ за классное руководство
  • Компенсации ‒ за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  • Премии ‒ устанавливаются самим образовательным учреждением
  • Тверская область ‒ средняя зарплата в вакансиях для учителей здесь составляет всего 15 369₽
  • Ставропольский край ‒ 15 253₽
  • Орловская область ‒ 15 147₽
  • Смоленская область ‒ 14 989₽
  • Республика Северная Осетия-Алания ‒ 14 982₽
  • Республика Адыгея ‒ 14 350₽
  • Республика Марий Эл ‒ 13 975₽
  • Чеченская республика ‒ 13 974₽
  • Ульяновская область ‒ 13 935₽
  • Карачаево-Черкесская республика ‒ 13 064₽
  1. г. Москва ‒ средняя зарплата учителя в вакансиях на ГородРабот.ру за сентябрь 2020 года ‒ 59 596₽
  2. Ненецкий автономный округ ‒ 43 088₽
  3. Магаданская область ‒ 41 570₽
  4. Чукотский автономный округ ‒ 37 337₽
  5. Камчатский край ‒ 36 695₽
  6. Сахалинская область ‒ 34 372₽
  7. Санкт-Петербург ‒ 33 755₽
  8. Ямало-Ненецкий автономный округ ‒ 33 550₽
  9. Республика Саха (Якутия) ‒ 33 466₽
  10. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра ‒ 30 163₽
  11. Мурманская область ‒ 29 155₽
  12. Московская область ‒ 27 572₽
  13. Архангельская область ‒ 25 393₽
  14. Республика Коми ‒ 24 930₽
  15. Амурская область ‒ 24 342₽
  16. Красноярский край ‒ 24 323₽
  17. Тюменская область ‒ 24 120₽
  18. Республика Тыва ‒ 22 617₽
  19. Ленинградская область ‒ 22 243₽
  20. Приморский край ‒ 21 555₽
  21. Томская область ‒ 21 299₽
  22. Забайкальский край ‒ 21 029₽
  23. Хабаровский край ‒ 21 019₽
  24. Республика Татарстан (Татарстан) ‒ 21 009₽
  25. Республика Хакасия ‒ 20 818₽
  26. Еврейская автономная область ‒ 20 667₽
  27. Воронежская область ‒ 20 662₽
  28. Иркутская область ‒ 20 651₽
  29. Республика Дагестан ‒ 20 353₽
  30. Новосибирская область ‒ 20 172₽
  31. Республика Карелия ‒ 20 079₽
  32. Калужская область ‒ 19 931₽
  33. Республика Бурятия ‒ 19 819₽
  34. Свердловская область ‒ 19 558₽
  35. Кемеровская область ‒ 19 395₽
  36. Республика Алтай ‒ 19 149₽
  37. Брянская область ‒ 19 066₽
  38. Белгородская область ‒ 19 045₽
  39. Пензенская область ‒ 18 895₽
  40. Нижегородская область ‒ 18 719₽
  41. Краснодарский край ‒ 18 699₽
  42. Челябинская область ‒ 18 680₽
  43. Калининградская область ‒ 18 658₽
  44. Республика Башкортостан ‒ 18 651₽
  45. Тульская область ‒ 17 986₽
  46. Севастополь ‒ 17 775₽
  47. Курская область ‒ 17 684₽
  48. Новгородская область ‒ 17 649₽
  49. Республика Крым ‒ 17 405₽
  50. Самарская область ‒ 17 400₽
  51. Республика Калмыкия ‒ 17 352₽
  52. Пермский край ‒ 17 306₽
  53. Алтайский край ‒ 17 222₽
  54. Саратовская область ‒ 17 202₽
  55. Владимирская область ‒ 17 191₽
  56. Ивановская область ‒ 17 188₽
  57. Чувашская Республика — Чувашия ‒ 17 152₽
  58. Вологодская область ‒ 17 145₽
  59. Удмуртская Республика ‒ 16 969₽
  60. Курганская область ‒ 16 954₽
  61. Костромская область ‒ 16 834₽
  62. Астраханская область ‒ 16 819₽
  63. Кировская область ‒ 16 806₽
  64. Кабардино-Балкарская Республика ‒ 16 797₽
  65. Рязанская область ‒ 16 737₽
  66. Республика Мордовия ‒ 16 666₽
  67. Тамбовская область ‒ 16 477₽
  68. Липецкая область ‒ 16 402₽
  69. Волгоградская область ‒ 16 243₽
  70. Республика Ингушетия ‒ 16 054₽
  71. Ростовская область ‒ 15 896₽
  72. Псковская область ‒ 15 862₽
  73. Омская область ‒ 15 844₽
  74. Ярославская область ‒ 15 760₽
  75. Оренбургская область ‒ 15 559₽
  76. Тверская область ‒ 15 369₽
  77. Ставропольский край ‒ 15 253₽
  78. Орловская область ‒ 15 147₽
  79. Смоленская область ‒ 14 989₽
  80. Республика Северная Осетия-Алания ‒ 14 982₽
  81. Республика Адыгея ‒ 14 350₽
  82. Республика Марий Эл ‒ 13 975₽
  83. Чеченская республика ‒ 13 974₽
  84. Ульяновская область ‒ 13 935₽
  85. Карачаево-Черкесская республика ‒ 13 064₽

Сколько реально зарабатывают учителя в регионах и какая у них нагрузка

Тамара Шорникова: Больше всего, согласно вашим SMS, получают учителя в Саратовской области. Учитель русского языка – 55 тысяч. Меньше всех – педагог биологии и химии из Дагестана, за 18 часов в неделю всего 8 тысяч на руки. Конечно, престиж работника образования при этом страдает. Заслуженный учитель России из Ханты-Мансийского автономного округа, например, пишет: «Зарплата – 25 тысяч рублей на одну ставку, как у уборщиков или рабочего».

Читайте также:  Изза чего могут аннулировать больничный

Леонид Перлов: Васильева очень много чего говорит. При этом в огромном количестве регионов о том, что стимулирующие существуют, учителя наслышаны, а вот получать эти стимулирующего – учителя не получают. А когда они пытаются как-то по этому поводу возмутиться или хоть, по крайней мере, заявить, им говорят: «А денег нет», – во-первых.

Владимир Собкин: Это те же учителя. Но вот здесь, как показывают наши исследования, очень интересная ситуация складывается и система. Мы смотрели, кто занимается репетиторством, с каким стажем учителя: молодые (до трех лет), с более высоким стажем, еще выше и еще выше (допустим, 25 и выше).

Владимир Собкин: Сюжет, о котором вы говорите. По нашим большим опросам учителей, порядка 12% считают, что несправедливо распределяются эти стимулирующие надбавки. Мы делали такой опрос среди учителей, задавали этот вопрос. О несправедливости и неоткрытости системы надбавок примерно… А что значит – 12%? Это каждый восьмой учитель, по сути дела, говорит.

Но, с другой стороны, то, что вы говорите про заточенность… Действительно, если мы посмотрим мотивацию: «На что направлена ваша деятельность? Что вы хотите сделать с учеником? Как вы к нему подходите?» – «Развить его способности, воспитать его самостоятельность, инициативность, ответственность и так далее». Вот этот комплекс личностного развития, связанный с развитием личностного потенциала, он более свойственен для учителя с высоким стажем работы.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Подошел к концу 2020 год. Он был судьбоносным практически для всех, и изменения охватили все сферы нашей жизни. Что готовит нам 2021-ый? На этот вопрос трудно ответить, однако можно утверждать, что будут нововведения, касающиеся разных областей, в том числе и образования. Работа педагогов будет построена по-другому. Рассмотрим основные тенденции.

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Оплата труда учителей в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 29 декабря 2021 г. № ВП-1992/02) в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам Всероссийского августовского совещания 2016 г. и направлены на совершенствование действующей системы оплаты труда, которая вызывает существенные нарекания со стороны работников общеобразовательных учреждений. Общероссийским Профсоюзом образования подготовлен Комментарий к ним. Как отмечается в Методических рекомендациях, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных организаций осуществляется в целях обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; недопущения различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций. В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Примечание. Ставка заработной платы — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

Применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендовано осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы. При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно. Согласно Методическим рекомендациям размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и других дополнительных видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ. Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму — Тарификационный список, — приведенную в приложении 1 к Методическим рекомендациям. Методическими рекомендациям за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором (то есть ведущих учебную (преподавательскую) работу, в том числе занятия с кружками), рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий по указанным основаниям.

Сначала нужно получить категорию. Через три года работы педагогом нужно пройти аттестацию на соответствие должности или подать заявление на получение первой или высшей категории. Чтобы пройти аттестацию, нужно собрать портфолио и указать в нем результаты вашей работы за последние пять лет. Комиссия оценивает достижения и принимает решение. Первый раз приходится присутствовать на заседании комиссии, следующие аттестации педагоги обычно проходят заочно.

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Когда только ввели майские указы, чувствовалось, что зарплата вроде как поднялась, но при всём при этом незначительно. Учитель поднимает свой заработок за счет дополнительной работы. Эти же это академические часы, но чтобы качественно подготовить урок, нужно к одному академическому часу прибавить час подготовки. То есть это базовый минимум для качественного преподавания, но для нас это вторая ставка — мы же не можем работать в неделю.

Читайте также:  Какие документы нужны для продажи дачи в снт в 2021 году находящаяся в собственности

Сегодня майским указам Владимира Путина исполняется . Согласно документам, зарплата учителей в России должна быть на уровне средней зарплаты по региону. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» опубликовал доклад. Из него следует, что власти выполнили указы лишь формально с помощью манипуляций с официальной статистикой.

Но могу и другую историю рассказать. Ставка у нас , за это время молодой учитель будет получать минимальный размер оплаты труда — что-то около 19 тысяч. Так вот, чтобы молодой работник получил эту сумму, школа должна доплатить из стимулирующих. Потому что ниже платить нельзя по закону. Но, если этот же учитель будет работать , он будет получать те же , но без стимулирующих выплат. Вопрос: зачем работать больше за те же деньги? Мне когда рассказали это в бухгалтерии, я был шокирован.

— Когда только появилась идея майских указов, она казалась очень классной. Учителя получали хорошую надбавку за то, что делали сверх своей работы, получали стимулирующие баллы за походы учителей с детьми в поход, в театр, за победы на олимпиадах. Потом начали повышать основную часть зарплаты из наших стимулирующих выплат. Я так поняла, что денег больше не дали, а заработный фонд расширили за счет стимулирующих, при этом сами стимулирующие уменьшили.

Есть у нас школы в городе, где стимулирующий фонд уже закончился, а учебный год только начался. Деньги тратятся на дотягивание учителей до уровня МРОТ, и в этих школах учителя стимулирующих выплат не получают. И, что бы ты ни делал, ты будешь получать столько же, сколько и твой коллега-бездельник.

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

Это заставляет педагогов из малокомплектных школ искать для себя более высокооплачиваемые варианты работы, что создает еще одну проблему в сфере образования — текучку кадров. В связи с этим профсоюзы выступают за фиксированную ставку, размер которой должен быть не менее двух МРОТ.

В Раменском самой большой зарплатой может похвастать учитель начальных классов — около 60 тыс. рублей. В учебных заведениях других муниципалитетов заработок педагога составляет около 50 тыс. рублей. Таблицы ниже показывают размеры окладов учителей Московской области.

Зарплата учителей, несмотря на проведенную в текущем году индексацию, по-прежнему остается одной из самых низких среди работников бюджетной сферы. Естественно, педагоги обеспокоены таким положением вещей и ожидают изменений в виде повышения оклада в 2021 году.

Размер заработной платы педагогического состава отличается в зависимости от территории проживания и осуществления трудовой деятельности. Специалисты отмечают, что разрыв достаточно внушительный, и правительству пока не удается выровнять ситуацию из-за существующего дисбаланса в экономике отдельно взятых территорий.

Какие зарплаты предлагают учителям в России на 2020-2021 учебный год

  1. г. Москва ‒ средняя зарплата в вакансиях для учителей 59 596₽
  2. Ненецкий автономный округ ‒ 43 088₽
  3. Магаданская область ‒ 41 570₽
  4. Чукотский автономный округ ‒ 37 337₽
  5. Камчатский край ‒ 36 695₽
  6. Сахалинская область ‒ 34 372₽
  7. Санкт-Петербург ‒ 33 755₽
  8. Ямало-Ненецкий автономный округ ‒ 33 550₽
  9. Республика Саха (Якутия) ‒ 33 466₽
  10. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра ‒ 30 163₽
  • Базовый оклад ‒ за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  • Стимулирующие надбавки ‒ за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  • Надбавка 5000₽ за классное руководство
  • Компенсации ‒ за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  • Премии ‒ устанавливаются самим образовательным учреждением
  • Тверская область ‒ средняя зарплата в вакансиях для учителей здесь составляет всего 15 369₽
  • Ставропольский край ‒ 15 253₽
  • Орловская область ‒ 15 147₽
  • Смоленская область ‒ 14 989₽
  • Республика Северная Осетия-Алания ‒ 14 982₽
  • Республика Адыгея ‒ 14 350₽
  • Республика Марий Эл ‒ 13 975₽
  • Чеченская республика ‒ 13 974₽
  • Ульяновская область ‒ 13 935₽
  • Карачаево-Черкесская республика ‒ 13 064₽
  1. г. Москва ‒ средняя зарплата учителя в вакансиях на ГородРабот.ру за сентябрь 2020 года ‒ 59 596₽
  2. Ненецкий автономный округ ‒ 43 088₽
  3. Магаданская область ‒ 41 570₽
  4. Чукотский автономный округ ‒ 37 337₽
  5. Камчатский край ‒ 36 695₽
  6. Сахалинская область ‒ 34 372₽
  7. Санкт-Петербург ‒ 33 755₽
  8. Ямало-Ненецкий автономный округ ‒ 33 550₽
  9. Республика Саха (Якутия) ‒ 33 466₽
  10. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра ‒ 30 163₽
  11. Мурманская область ‒ 29 155₽
  12. Московская область ‒ 27 572₽
  13. Архангельская область ‒ 25 393₽
  14. Республика Коми ‒ 24 930₽
  15. Амурская область ‒ 24 342₽
  16. Красноярский край ‒ 24 323₽
  17. Тюменская область ‒ 24 120₽
  18. Республика Тыва ‒ 22 617₽
  19. Ленинградская область ‒ 22 243₽
  20. Приморский край ‒ 21 555₽
  21. Томская область ‒ 21 299₽
  22. Забайкальский край ‒ 21 029₽
  23. Хабаровский край ‒ 21 019₽
  24. Республика Татарстан (Татарстан) ‒ 21 009₽
  25. Республика Хакасия ‒ 20 818₽
  26. Еврейская автономная область ‒ 20 667₽
  27. Воронежская область ‒ 20 662₽
  28. Иркутская область ‒ 20 651₽
  29. Республика Дагестан ‒ 20 353₽
  30. Новосибирская область ‒ 20 172₽
  31. Республика Карелия ‒ 20 079₽
  32. Калужская область ‒ 19 931₽
  33. Республика Бурятия ‒ 19 819₽
  34. Свердловская область ‒ 19 558₽
  35. Кемеровская область ‒ 19 395₽
  36. Республика Алтай ‒ 19 149₽
  37. Брянская область ‒ 19 066₽
  38. Белгородская область ‒ 19 045₽
  39. Пензенская область ‒ 18 895₽
  40. Нижегородская область ‒ 18 719₽
  41. Краснодарский край ‒ 18 699₽
  42. Челябинская область ‒ 18 680₽
  43. Калининградская область ‒ 18 658₽
  44. Республика Башкортостан ‒ 18 651₽
  45. Тульская область ‒ 17 986₽
  46. Севастополь ‒ 17 775₽
  47. Курская область ‒ 17 684₽
  48. Новгородская область ‒ 17 649₽
  49. Республика Крым ‒ 17 405₽
  50. Самарская область ‒ 17 400₽
  51. Республика Калмыкия ‒ 17 352₽
  52. Пермский край ‒ 17 306₽
  53. Алтайский край ‒ 17 222₽
  54. Саратовская область ‒ 17 202₽
  55. Владимирская область ‒ 17 191₽
  56. Ивановская область ‒ 17 188₽
  57. Чувашская Республика — Чувашия ‒ 17 152₽
  58. Вологодская область ‒ 17 145₽
  59. Удмуртская Республика ‒ 16 969₽
  60. Курганская область ‒ 16 954₽
  61. Костромская область ‒ 16 834₽
  62. Астраханская область ‒ 16 819₽
  63. Кировская область ‒ 16 806₽
  64. Кабардино-Балкарская Республика ‒ 16 797₽
  65. Рязанская область ‒ 16 737₽
  66. Республика Мордовия ‒ 16 666₽
  67. Тамбовская область ‒ 16 477₽
  68. Липецкая область ‒ 16 402₽
  69. Волгоградская область ‒ 16 243₽
  70. Республика Ингушетия ‒ 16 054₽
  71. Ростовская область ‒ 15 896₽
  72. Псковская область ‒ 15 862₽
  73. Омская область ‒ 15 844₽
  74. Ярославская область ‒ 15 760₽
  75. Оренбургская область ‒ 15 559₽
  76. Тверская область ‒ 15 369₽
  77. Ставропольский край ‒ 15 253₽
  78. Орловская область ‒ 15 147₽
  79. Смоленская область ‒ 14 989₽
  80. Республика Северная Осетия-Алания ‒ 14 982₽
  81. Республика Адыгея ‒ 14 350₽
  82. Республика Марий Эл ‒ 13 975₽
  83. Чеченская республика ‒ 13 974₽
  84. Ульяновская область ‒ 13 935₽
  85. Карачаево-Черкесская республика ‒ 13 064₽

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Дополнительно учителя получают надбавки за классное руководство – с 2020 года введена федеральная выплата в размере 5000 рублей в месяц (на каждый класс, но не более 10 тысяч рублей в сумме), за работу в сверхурочное время, и некоторые другие. Еще педагогам должно оплачиваться участие в организации ЕГЭ, но по факту некоторые этих выплат не видят (они есть, но премия снижается на ту же сумму – у школы просто нет свободных денег).

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Оцените статью