Как оформить автобиль дериектора на нужды организации

Можно пойти другим путем и купить автомобиль на дивиденды. Для этого вам надо выплатить себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли организации. Это поможет сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Но при этом придется уплатить налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%), что сводит достоинства такого способа покупки к минимуму.

При оформлении автомобиля в личное пользование придется заплатить страховой взнос в Пенсионный фонд (22%), заплатить налог на доходы физических лиц (13%), оплатить медицинскую страховку (5,1%) и сделать взнос в Фонд социального страхования (2,9%). В итоге придется переплатить 43% от стоимости автомобиля. Если же ваш бюджет строго ограничен, придется выбирать более дешевый вариант автомобиля.

Резюме: Приобретение автомобиля на зарплату — способ сколь простой, столь и затратный. Минусы настолько перевешивают плюсы, что мы смогли придумать только одно оправдание такому шагу: нежелание лишний раз нагружать бухгалтерию. Но выгода слишком высока чтобы от неё отказываться.

Генеральный директор, как ни крути, лицо компании, и автомобиль — часть его имиджа. Прибытие на деловую встречу на излишне скромной машине может ударить по деловой репутации, стать поводом для пересудов и даже подорвать доверие к организации. В этом материале мы рассмотрим существующие варианты приобретения авто бизнес-класса и наглядно продемонстрируем, какой из них наиболее выгоден.

Приобретение оптимального для успешного бизнесмена автомобиля E-класса сопряжено с серьезными расходами и иногда требует вывода внушительных средств из оборота компании. Есть несколько вариантов покупки транспортного средства. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Как оформить автобиль дериектора на нужды организации

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Освобождению от обложения НДФЛ подлежат в том числе и суммы возмещения ГСМ в связи с использованием личного ТС работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора (смотрите, например, письма Минфина России от 23.01.2018 N 03-04-05/3235, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 05.12.2017 N 03-04-06/80616, от 24.11.2017 N 03-04-05/78097, от 26.09.2017 N 03-04-06/62152).
При этом должны иметься документы, подтверждающие нахождение в собственности налогоплательщика используемого имущества, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов (письма Минфина России от 23.01.2018 N 03-04-05/3235, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 05.12.2017 N 03-04-06/80616, от 20.04.2015 N 03-04-06/22274). Например, к документам, подтверждающим произведенные плательщиком расходы на ГСМ, можно отнести путевые (маршрутные) листы, авансовые отчеты с приложением чеков АЗС и др. (письмо ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В силу ст. 645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). Соответственно, расходы, связанные с исполнением этой обязанности арендатора, могут распределяться между арендатором и арендодателем любым образом по соглашению сторон. Если соответствующего условия договор не содержит, эти расходы возлагаются на арендатора (абзац 2 п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами, установленными НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Таким образом, не подлежит обложению страховыми взносами установленная ст. 188 ТК РФ компенсация, выплачиваемая организацией работнику за использование им личного автотранспорта в служебных целях, в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником (письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-15-06/69146, постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2014 N Ф09-2371/14 N А76-15717/2013).
Полагаем, что данные положения распространяются и на возмещение расходов работников на приобретение ГСМ, связанных с использованием личного ТС, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником (смотрите письмо Минтруда России от 25.07.2014 N 17-3/В-347). При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности (письма Минфина России от 12.09.2018 N 03-04-06/65168, от 23.01.2018 N 03-04-05/3235, ФНС от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

При передаче транспортного средства по договору безвозмездного пользования у физического лица не возникает доходов (экономической выгоды ? п. 1 ст. 41 НК РФ), облагаемых НДФЛ. Отсутствуют в таком случае выплаты и иные вознаграждения, признаваемые объектом обложения страховым взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ.
Отметим, что существуют определенные риски, которые могут привести к переквалификации договора безвозмездного использования ТС, например, в договор аренды с экипажем, вследствие чего ФНС могут быть доначислены страховые взносы, НДФЛ, пени и санкции за их несвоевременную уплату.

В целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92. Суммы компенсаций сверх этих лимитов не могут уменьшать облагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ)*(1).

Читайте также:  Какие районыг киселевска снесут в 2021 20г

За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ).

В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет. Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст. 211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2017 № 03-04-05/13125).

Арендная плата, уплачиваемая по договору аренды автомобиля с экипажем, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Вознаграждение за услуги, связанные с технической эксплуатацией и управлением автомобилем, выплачиваемое арендодателю, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Письмо МФ РФ от 21.09.2012 N 03-03-06/1/495

В случае предоставления в аренду учредителем какого-либо имущества (в том числе, автомобиля), доходом учредителя является сумма арендной платы и организация должна выполнять функции налогового агента по НДФЛ. То есть, согласно ст. 224 НК РФ, в день выплаты дохода (перечисления арендной платы), организация, выплачивающая доход учредителю, должна исчислить, удержать из дохода и перечислить в бюджет сумму НДФЛ по ставке 13% (Письма МФ РФ от 16.08.2013 N 03-04-06/33598, от 29.12.2016 N 03-04-05/79439, от 27.08.2015 N 03-04-05/49369, 09.04.2012 N ЕД 4-3/5894, Определение ВАС РФ определение от 13.01.2016 N 304-КГ15-17425).

На основании ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
При этом, организация, являющаяся арендатором транспортного средства, должна ежемесячно начислить арендодателю, арендную плату за пользование автомобилем. В договор аренды можно включить пункты о том, что расходы на ГСМ, техобслуживание и ремонт несет арендатор, то есть организация.
Основанием для учета расходов на ГСМ являются путевые листы и документы на приобретение бензина и прочих ГСМ: кассовые и товарные чеки. Путевыми листами подтверждается производственный характер расходов.
Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, но они обязательны лишь для автотранспортных предприятий. Поэтому если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк путевого листа самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (Письмо МФ РФ от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Доход физического лица от сдачи в аренду транспортного средства с экипажем облагается НДФЛ. Организация, выплачивающая физическому лицу указанный доход, признается налоговым агентом по НДФЛ и обязаны исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (ст. 226 НК РФ). Исчисление НДФЛ производится по ставке 13%, на дату фактического получения дохода (день перечисления арендной платы), при каждой выплате. НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем перечисления арендной платы арендодателю (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Таким образом, сутью договора аренды транспортного средства с экипажем является предоставление, помимо транспортного средства, также и услуг по управлению транспортным средством силами арендодателя.

Начисление амортизации по автотранспорту ничем не отличается от амортизации других основных средств. Единственная особенность установлена в пункте 9 статьи 259 Налогового кодекса РФ. К норме амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью свыше 300 000 и 400 000 рублей соответственно применяется понижающий коэффициент 0,5.

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

Между заказчиком и автосервисом заключается письменный договор (его может заменить наряд-заказ, квитанция или иной документ). Там фиксируется вся необходимая информация: наименования сторон, дата приема и выполнения заказа, объем работ, их стоимость, гарантийный срок и др.

Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, то он принимается к учету на основании акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1). На основании этого документа оформляется инвентарная карточка (форма № ОС-6). Напомним, что образцы бланков можно найти в постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Пример 3ООО «Балтика» решило продать автомобиль ВАЗ-21093 ЗАО «Столица» за 112 100 руб. Первоначальная стоимость машины составляет 150 000 руб., сумма начисленной амортизации – 65 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 500 руб. При этом бухгалтер ООО «Балтика» сделал в учете следующие записи:Дебет 62 Кредит 91-1– 112 100 руб. – отражен доход от реализации машины;Дебет 91-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 17 100 руб. (112 100 x 18/118) – начислен НДС с продажной стоимости; Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – 150 000 руб. – списана первоначальная стоимость; Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 65 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации; Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 85 000 руб. (150 000 – 65 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;Дебет 76 Кредит 51– 500 руб. – оплачены расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;Дебет 91-2 Кредит 76– 500 руб. – списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;Дебет 51 Кредит 62– 112 100 руб. – получены денежные средства за проданную автомашину;Дебет 91-9 Кредит 99– 9 500 руб. (112 100 – 17 100 – 85 000 – 500) – списана прибыль от продажи основного средства.

Машина для гендиректора: как не прогадать при покупке

Приобретение оптимального для успешного бизнесмена автомобиля E-класса сопряжено с серьезными расходами и иногда требует вывода внушительных средств из оборота компании. Есть несколько вариантов покупки транспортного средства. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Генеральный директор, как ни крути, лицо компании, и автомобиль — часть его имиджа. Прибытие на деловую встречу на излишне скромной машине может ударить по деловой репутации, стать поводом для пересудов и даже подорвать доверие к организации. В этом материале мы рассмотрим существующие варианты приобретения авто бизнес-класса и наглядно продемонстрируем, какой из них наиболее выгоден.

Самый простой и очевидный вариант — купить машину на собственные средства. Для этого достаточно выдать самому себе жалованье в размере стоимости автомобиля и заплатить автодилеру за понравившуюся модель. Как это часто бывает, самый легкий путь на поверку оказывается самым затратным. Давайте посчитаем.

Можно пойти другим путем и купить автомобиль на дивиденды. Для этого вам надо выплатить себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли организации. Это поможет сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Но при этом придется уплатить налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%), что сводит достоинства такого способа покупки к минимуму.

При оформлении автомобиля в личное пользование придется заплатить страховой взнос в Пенсионный фонд (22%), заплатить налог на доходы физических лиц (13%), оплатить медицинскую страховку (5,1%) и сделать взнос в Фонд социального страхования (2,9%). В итоге придется переплатить 43% от стоимости автомобиля. Если же ваш бюджет строго ограничен, придется выбирать более дешевый вариант автомобиля.

Если рассмотреть такую ситуацию, в штате имеются сотрудники (специалист БДД, механик, руководители подразделений) все они управляют ТС самостоятельно. Хотелось бы уточнить, как со стороны буквы закона правильно оформить им (стажировки, инструктажи) т.е. Оформить приказ допуск к самостоятельному управлению служебным автомобилем с закрепление за сотрудником ТС с актом приема-передачи ТС. Необходимо-ли с такими сотрудниками проводить стажировки, и инструктажи (первичный, повторный,внеплановый по инструкции водителя) или же в их инструкциях прописывать часть инструкции водителя, и держать другой журнал так-как трудоустроены они по другим должностям.

Все намного проще. Если у вас в компании 2,5 человека и легковой транспорт, то не обязательно принимать еще 5 сотрудников. Законодатель требует обеспечивать БДД руководителя. А уж руководителю принимать решение: сам он будет обеспечивать БДД или поручит кому-нибудь.

  • Проверьте свою компетентность;
  • Проведите транспортный экспресс-аудит;
  • Упакуте свою работу немедленно и на 100%;
  • Составьте свою «папку нормативных актов по БДД»;
  • Возможность погрузиться в мероприятия по БДД;
  • Оцените готовые решения разного уровня экспертности.

С этим никто не спорит. Но пример, не корректен. В цитате которую вы приводите речь идет об использовании в личных целях. Все так и есть, если передают служебный авто в личное пользование, то отвечает за вред сам директор. Но речь то о другом, при наличии доверенности для использования в служебных целях, к личной ответственности за причиненный вред добавляется ответственность юридического лица за невыполнение мероприятий по обеспечению БДД. Это значит, что если юридическое лицо выписало доверенность директору для использования служебного авто в служебных целях, то отвечать за обеспечение БДД будет и должно юридическое лицо.

Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора. Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.

Права директора фирмы

Как это работает. У директора есть еще один способ получить деньги от фирмы и сэкономить на взносах и НДФЛ: оформить компенсацию за использование личного автомобиля. Если директор ездит по делам фирмы на своей машине, он не только тратит бензин и масло, но и в целом уменьшает ресурс ее работы. Трудовой кодекс это предусмотрел — и обязывает компенсировать сотрудникам:

Однако все это не значит, что директор может оплатить деньгами фирмы свой отпуск или ипотеку. Как и все остальные сотрудники, он обязан отчитаться о расходах по авансовому отчету. Взял деньги из кассы — надо написать, на что их потратил. И далеко не все траты фирма сможет учесть в расходах. Но снять деньги для покупки офисного кресла он может без чьего-либо разрешения.

  • сколько директор проработал в должности руководителя организации;
  • сколько ему осталось до окончания трудового договора;
  • был ли его договор бессрочным;
  • сколько денег директор мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя.

Работать в качестве ИП со своей собственной организацией не запрещено. В этом случае ИП и организация будут считаться взаимозависимыми лицами — ФНС будет следить за тем, чтобы цены сделок между ними были рыночными, если объемы этих сделок будут превышать 60 млн рублей. Вопросы у налоговой могут возникнуть, если она обнаружит признаки искусственного дробления бизнеса в целях ухода от налогов. Но если разделение на ИП и ООО преследует деловую цель, например увеличение объема продаж непрофильных товаров, проблем быть не должно.

Как это работает. Директор и фирма — это разные сущности. У каждого из них есть свое имущество, за счет которого они отвечают по собственным долгам. Директор действует от лица компании, но при этом не берет ее долги на себя. Если поставка сорвалась из-за того, что фирму подвели ее партнеры, покупатель не может требовать у директора его личную машину в счет долга. Возвращать деньги будет фирма, не директор. Но он может организовать этот процесс.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 10.05.2007 г. № 03-11-04/2/119, в связи с тем что перечень расходов, установленный ст. 346.16 НК РФ, является закрытым и расходы на добровольное страхование арендованных автотранспортных средств в нем не поименованы, то налогоплательщик не вправе учитывать указанные расходы при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Согласно ст. 646 ГК РФ если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Могут применяться и иные способы, позволяющие списать бензин на личный автомобиль директора. Он не освобождается от обязанности выписывать ПЛ, а также оформлять командировки и иные служебные поездки должным образом. Но на практике это требование исполняется не всегда.

Если имеет место использование директором личного автомобиля в служебных целях или, наоборот, служебного авто – в личных целях, то особенно важно правильно оформить ПЛ. От этого зависит, будет ли осуществляться учет расходов на горюче-смазочные материалы при расчете налога на прибыль. Чтобы подстраховаться на случай проведения проверок и не допустить ошибок, нужно учитывать разные нюансы.

  • Компенсации. Использование автотранспорта в этом случае фиксируется в локальных актах. Также это может быть указано в трудовом договоре или коллективном соглашении. При этом процессуальные процедуры доводятся до минимума, и работодатель может гибко регулировать трудовой процесс. Однако выплата компенсации директору за использование личного автомобиля делает его менее защищенным.
  • Аренда. Для понижения фактических расходов, а также оптимизации учета всех расходов может быть использована аренда. При этом компания, по сути, арендует транспортное средство без водителя, и работник уже ездит на служебной машине, то есть находящейся на балансе компании. В договоре может быть предусмотрена полная схема возмещения расходов на автомобиль. Но у этого способа есть и недостатки.
  • Ссуда. При безвозмездной ссуде также возможно использовать личный автомобиль в служебных целях. В этом случае сотрудник не получает вознаграждение за предоставление ТС напрямую, но общая налоговая нагрузка, а также отчисления с аренды будут понижены. При этом автомобиль оформляется на баланс компании.
  • Договор ГПХ. Иногда целесообразно заключать с водителем договор ГПХ на оказание услуг по перевозке товаров или пассажиров. Этот способ имеет целый ряд как преимуществ, так и недостатков.

Списание бензина на предприятии осуществляется в налоговом учете не сразу. Стоимость купленного топлива не включается в расходы ни при оплате аванса, ни во время заправки бензином и соответствующего списания денег с топливной карты. Дело в том, что заправка по чеку терминала АЗС лишь подтверждает его покупку, но никак не служит доказательством целевого пользования. Главным документом, который подтверждает расход горюче-смазочных материалов, является путевой лист. С его помощью учитывается и контролируется эксплуатация транспорта и работа водителя. Без него запрещается транспортировка людей, багажа и грузов.

При командировке, в том числе при использовании директором личного автомобиля в служебных целях, ему компенсируются расходы по проезду, найму жилья и дополнительные траты (суточные и другие расходы, которые осуществляются с разрешения работодателя). Об этом говорится в ст. 168 ТК РФ. Возмещения производятся на основании Инструкции СССР, Госкомтруда и ВЦСПС № 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Однако этим документом не предусматривается оплата топлива. Но его стоимость можно включить в командировочные расходы за проезд.

Таким образом, по нашему мнению, проходить медицинские осмотры должны работники, которые работают в должности водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Данная позиция находит подтверждение в судебной практике (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015).

В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31, профессия «водитель автомобиля» в том числе предполагает выполнение работником следующих трудовых функций: управление легковыми автомобилями, управление грузовыми автомобилями, заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство.

Директор не обязан проходить медицинские осмотры. Расходы на приобретение ГСМ для служебного автомобиля учитываются как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для подтверждения расходов компании нужно оформить путевой лист, в котором следует проставить отметку о дате и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. К авансовому отчету в данном случае сотруднику нужно приложить квитанцию электронного терминала.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что все юридические лица обязаны организовать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

В путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности, контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутствует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.

Нужна ли доверенность от юридического лица на управление автомобилем

Если в процессе эксплуатации транспорта появились какие-то изменения, связанные с лицом, управляющим автомашиной или с самим авто (новые документы, поменялись регистрационные знаки, авто перекрасили), нужно оформить новую доверенность, так как старый вариант становится недействительным.

Мнение аудиторов основано на позиции Минфина России и ФНС России. Она заключается в следующем. Если работник для служебных целей использует автомобиль, который управляется им по доверенности, то соответствующая денежная компенсация должна облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Давайте посмотрим, чем же аргументируется такая точка зрения и можно ли с ней поспорить.

У судов на этот счет другое мнение. Они считают, что от НДФЛ освобождается компенсация за использование имущества, принадлежащего работнику на любом законном основании (постановления АС Северо-Западного округа от 28.08.2014 по делу № А56-50900/2013, ФАС Уральского округа от 22.04.2014 № Ф09-1388/14).

Помимо компенсации за использование личного имущества работника в служебных целях, ст. 188 ТК РФ предусмотрено возмещение расходов, связанных с использованием этого имущества. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Минфин России неоднократно указывал, что для освобождения выплат, производимых на основании ст. 188 ТК РФ, от НДФЛ и страховых взносов у компании должны быть документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов (письма от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 14.12.2017 № 03-04-06/83831, от 26.09.2017 № 03-04-06/62152). Но какие именно документы нужно иметь компании, чтобы избежать претензий налоговиков?

Сдача личного авто в аренду для того, чтобы впоследствии пользоваться им в служебных целях, является распространенной практикой. Данный способ обеспечивает сотруднику высокий уровень гарантии сохранности своего автомобиля, предоставляет дополнительное вознаграждение и ставит ТС на баланс компании, что существенно упрощает ведение отчетности.

Когда на доверенное лицо оформляют генеральную доверенность, это дает последнему ряд преимуществ. То есть, в этом случае гражданин имеет возможность не только эксплуатировать автомобиль, но и распоряжаться доверенным имуществом так, как он считает нужным, даже продать. Но и в данном случае есть некоторые ограничения, на что стоит обратить внимание. Речь идет о:

  • вождение автомобиля в рамках указанного срока;
  • распоряжение автомобилем в пределах указанных полномочий;
  • оформление на таможне;
  • регистрация ТС;
  • право на перегон автомобиля;
  • оформление страховки;
  • прохождение технического осмотра;
  • право забирать автотранспорт с штрафстоянки;
  • право участия временного владельца в судебных разбирательствах (в случае ДТП).
  1. Разовая доверенность. Такой документ не заверяют у нотариуса и выдается он на определенный тип действия (например, управление автомобилем).
  2. Специальная доверенность. Обычно заверяется у нотариуса. Подобный документ оформляется в том случае, когда водитель выполняет довольно ответственные поручения, например, проходит техосмотр ТС, ставит или снимает с учета авто и пр.
  3. Генеральная доверенность. Подразумевает расширенные действия водителя вплоть до продажи транспортного средства.

Однако по факту путевой лист на автомобиль, оформленный на юрлицо, нужен для уменьшения денежной массы, положенной для налоговых отчислений. Как вы понимаете, сотруднику ГИБДД абсолютно все равно, какие взаимоотношения складываются у вас с отделом бухгалтерии на предприятии. Но это не мешает потребовать на дороге у водителя путевой лист или другой документ, где указано, кем является шофер для машины.

Датой признания в налоговом учете таких расходов является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При необходимости ведения журналов, где часть информации дублируется, контролирующие инстанции сверяют сведения с данными путевого листа. Благодаря им, подтверждается деятельность транспортной компании (целевое использование автотехники), реальность проведения предрейсового (послерейсового) контроля, учет денежных средств в бухгалтерии и мн. др.

Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. «Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. » Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.

Датой признания в налоговом учете таких расходов является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2021 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

Оцените статью