Заполнение ттн правила заполнения 2021 консультант плюс

Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2021 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.

С 1 января 2021 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

Действующим законодательством настойчиво говорится об указании в документах фактического перевозчика, после которого нет иного контрагента в сделке. Цель данной определенности ясна — контролирующим органам необходима точное представление о конечном получателе платежа за перевозку. В таком случае остальные участники не смогут применить льготу при налогообложения или уменьшить налог на прибыль путем списания ГСМ и приобретения запчастей.

Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

В соответствии с нормами перевозка грузов по территории России сопровождается оформлением транспортной накладно, которая является первичным документом, доказывающим заключение контракта о перевозке груза на транспорте, а также необходима для отображения расходов у одной стороны договора, выручки — у другой.

Транспортная накладная

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.
    1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
    2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
    3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

    Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

    Непосредственного доступа к информационной системе у грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков не будет, а процесс электронного документооборота будет происходить в иных (коммерческих) сервисах. В государственную информационную систему будут агрегироваться сведения и документы из частных систем электронного документооборота.

    Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

    • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
    • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
    • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

    В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в этом разделе накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (п. 13 ППГАТ). Из буквального толкования этого пункта следует, что желательно заполнять все пять строк либо точными условиями, либо простой ссылкой на реквизиты договора, чтобы при разрешении ситуаций в суде не возникало спора о том, были ли условия договора между грузоотправителем и перевозчиком фактически согласованы (что, впрочем, маловероятно — обязательства по договору нужно исполнять — статьи 309, 310 Гражданского кодекса РФ).

    Существует очевидное противоречие при необходимости составления транспортной накладной в случае, если грузоотправитель и перевозчик — одно и то же лицо. Так как транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки, не ясно для чего грузоотправителю заключать с самим же собой договор. Более логичное и обоснованное толкование законодательства представлено Минфином РФ для случая, когда покупатель вывозит товар у продавца самовывозом.

    Заполняем транспортные накладные 2021

    • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
    • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
    • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
    • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
    • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
    • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
    • обновлена форма транспортной накладной.
    • документ заполняется тремя лицами: отправителем, получателем и перевозчиком, некоторые пункты заполняет водитель;
    • пункты 1–6 и 16 заполняются грузоотправителем (это данные организации-поставщика, получателя, наименование товара, перечень сопроводительных документов, особые указания отправителя, «прием товара»), он ставит дату заполнения и подписи;
    • перевозчик по согласованию с отправителем определяет условия транспортировки, заполняет свою часть — пункты 8–11, 13, 15, 16 (данные об условиях транспортировки, перевозчике, ТС, стоимости услуг, порядке расчетов). Он также ставит дату заполнения и подписывает документ;
    • при транспортировке опасного, крупногабаритного, тяжеловесного груза отправитель указывает маршрут, данные о разрешительных документах;
    • водитель заполняет пункты «Прием товара», «Сдача товара» (6 и 7), «Стоимость услуг…» (15). При необходимости заполняются пункты о переадресовке и изменении условий перевозки (12 и 14);
    • грузополучатель заполняет часть ТН под названием «Сдача товара» (7);
    • отсутствие информации в графе отражается в виде прочерка, пустых граф не предусмотрено;
    • если условия транспортировки в пункте 8 не определены, применяются общие условия, изложенные в законодательстве;
    • составляется 3 экземпляра для каждой из сторон, все они являются оригиналами с одинаковой силой;
    • подписи ставят уполномоченные лица, исправления заверяются этими же лицами.

    В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

    Ещё в 1971 году Минавтотрансом были утверждены Правила, по которым оформляются товарно-транспортные накладные. Есть небольшой нюанс: имея в виду транспортную накладную, стоит отметить, что она оформляется согласно Постановлению Правительства №272, принятому в 2021 году.

    Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

    А вот налоговая служба делает акцент на том, что транспортная накладная может быть применена как первичный учетный документ исключительно при наличии реквизитов, определенных нормами Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете. Напомним, одним из обязательных реквизитов первичного документа является величина натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни. А потому в числе прочего в Транспортной накладной должен быть правильно заполнен раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», имеющий ту самую отметку «(при необходимости)». Если же данный раздел не будет заполнен, то для целей налогового учета нужно составить первичный документ, отвечающий требованиям Закона № 402-ФЗ и содержащий необходимую информацию.

    Минтранс дал разъяснения по заполнению транспортной накладной

    В связи с введением новой формы транспортной накладной в декабре 2020 года Минтранс России даёт разъяснения по её заполнению. На этот раз они касаются ситуации, когда грузоотправителем является экспедитор, то есть он оплачивает перевозку груза. Тогда, как пишет ведомство, в разделе 1 «Грузоотправитель» указывается экспедитор и ставится соответствующая отметка «является экспедитором».

    Когда необходимо заполнить раздел 1а, данные клиента смотрят в договоре с экспедитором-грузоотправителем. В строку «Лицо, от которого забирается груз» раздела 6 вписываются сведения о том, кем груз был отпущен по факту, и неважно, кто занимался его погрузкой. Также ведомство отметило, что заполнять надо все разделы транспортной накладной. Опустить можно лишь те, где есть пометка «при необходимости», если этой необходимости не возникает.

    Современные технологии позволяют составлять сложные схемы поставок. Контролирующие органы рекомендуют использовать одну ТН для одной партии товара, одного вида транспортировки между одним отправителем и одним получателем. Например, если грузовик развозит партии разным поставщикам по разным складам, следует оформить ТН на каждого получателя и склад.

    Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

    Ещё в 1971 году Минавтотрансом были утверждены Правила, по которым оформляются товарно-транспортные накладные. Есть небольшой нюанс: имея в виду транспортную накладную, стоит отметить, что она оформляется согласно Постановлению Правительства №272, принятому в 2021 году.

    1. Раскрываем сведения об отправителе груза. Здесь прописываем его наименование, адрес по месту нахождения, платежные реквизиты и контактный телефон.
    2. Фиксируем аналогичные сведения о получателе товара.
    3. Детализируем сведения о товаре или грузе. Расписываем его состояние, характеристики, массу, размеры и т. д.
    4. Вписываем сопроводительную документацию, которая была оформлена на оправляемый товар. Например, сертификаты, разрешения или удостоверения.
    5. Регистрируем отдельные указания отправителя по условиям транспортировки. Например, вписываем требования к температурным режимам транспортировки или требования к транспортному средству.
    6. Вносим сведения о приемке ТМЦ к погрузке. Фиксируем адрес погрузки, время, дату, массу, количество и состояние. Сведения заверяются подписями водителя и грузоотправителя.
    7. Теперь фиксируем аналогичную информацию по сдаче груза к выгрузке. Заверяем сведения подписью ответственных лиц (водителя и грузополучателя).
    8. Обозначаем условия перевозки товара. Разрешено внести свои, особые условия или выбрать из предложенных вариантов. Информацию вносите в соответствии с договором поставки.
    9. Фиксируем сведения о принятии заказа (заявки) к исполнению.
    10. Вписываем сведения о перевозчике. Указываем наименование, адрес нахождения, телефон компании, Ф.И.О. и номер телефона водителя.
    11. Описываем транспортное средство. Фиксируем следующие характеристики: марка, тип, грузоподъемность, регистрационные госномера.
    12. Характеризуем данные о фактическом состоянии товара и его упаковки на момент загрузки и выгрузки. Изменения в состоянии отражаем подробно.
    13. Регистрируем прочие условия, если осуществляется транспортировка особых грузов. Например, при перевозке опасных грузов.
    14. Поле заполняем только в том случае, если изменилось место доставки ТМЦ.
    15. Расписываем стоимость услуг и производим расчеты затрат перевозчика, предъявляемые к отправителю. Раскрываем банковские реквизиты плательщика по договору.
    16. Проставляем дату составления и визируем подписями отправителя и получателя.
    17. Впишите при наличии нарушения при осуществлении грузоперевозки и претензии со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.

    Несмотря на кажущуюся простоту бланка ТТН, иногда возникают вопросы, как его правильно заполнить. Оформление начинается с вводной части. Сложности могут возникнуть при внесении кодов в таблицу, расположенную в верхнем правом углу лицевой стороны ТТН. Необходимо указать коды:

    Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

    1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
    2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
    3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
    4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
    5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

    Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    • в графе 1 — свое наименование и необходимые реквизиты, отмечает чекбокс “является экспедитором”;
    • в графе 2 — наименование и реквизиты получателя;
    • в графе 1а — сведения о своем клиенте;
    • в графе 6 — сведения о лице, от которого забирается груз, подпись и (при наличии) печать ставит сотрудник организации, у которой забирается груз.

    В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

    Существует очевидное противоречие при необходимости составления транспортной накладной в случае, если грузоотправитель и перевозчик — одно и то же лицо. Так как транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки, не ясно для чего грузоотправителю заключать с самим же собой договор. Более логичное и обоснованное толкование законодательства представлено Минфином РФ для случая, когда покупатель вывозит товар у продавца самовывозом.

    Еще одно существенное изменение в новых Правилах — это то, что теперь они предусматривают оформление всех относящихся к перевозке документов, в том числе и актов, как в бумажном, так и в электронном виде и содержат отдельную главу, регулирующую организацию электронного документооборота.

    С 1-го января 2021-го года вступили в силу новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Как мы уже писали ранее, чего-то кардинально нового они не содержат, за исключением двух существенных изменений — возможности оформлять транспортную накладную в электронном виде и, собственно, новой формы транспортной накладной, которая учитывает в перевозочном процессе экспедитора.

    В принципе, экспедитор и прежде значился в накладной, однако довольно часто он указывался совсем не в том месте, где ему, как принимающему груз, следовало быть. А именно: компанию-экспедитора, несмотря на то что она осуществляет перевозку не своими транспортными средствами, вписывали в графу «Перевозчик», хотя ей надлежало быть в графе «Грузоотправитель». Однако с другой стороны получалось, что при таком правильном оформлении накладной непосредственный заказчик перевозки в ней не упоминался.

    Отметим, что в том случае, если организатор перевозки осуществляет доставку транспортным средством, которое находится в его пользовании, то транспортная накладная оформляется как прежде: он указывается в графе «Перевозчик», в графе «Грузоотправитель» — непосредственный заказчик перевозки, а новое поле «Клиент» не заполняется.

    Теперь со вступлением в силу новых правил и введением новой формы транспортной накладной в ней в графе «Грузоотправитель» появилось отдельное «окошечко», которое помечается, если грузоотправителем является экспедитор, и новое поле «Клиент», где указывается непосредственный заказчик перевозки. В графе же «Перевозчик», как это требовалось и прежде, ставится тот, с кем экспедитор заключил договор перевозки и чьим транспортным средством и осуществляется доставка.

    Читайте также:  Законы 2021 об уплате алиментов
  • Оцените статью