Какие штрафы предусмотрены в связи с отсутсвием у организации специальной оценки условий труда в 2021

Штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2020 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Да, можно сказать, что такой вид проведения специальной оценки условий труда для работодателя только плюс. Не надо платить дополнительные выплаты, предоставлять дополнительные дни к отпуску, и конечно не надо платить дополнительные взносы по более высокому тарифу. Увидев все неточности, обратилась с просьбой исправить протоколы по фактическим замерам и перепроверить все данные, особенно льготное пенсионное обеспечение.

«Бегом» подготовила на документы и заказным письмом отправила почтой. Главное ведь дата отправки. Успела. Но если срок опоздания будет хоть пару дней, штраф неминуем и как показывает судебная практика, оспорить его в 99% случаев не удастся. Больше про декларацию я не забывала никогда. Это был хороший урок, хоть и осталась неоштрафованная.

Нет, отчет 4-ФСС сдается поквартально за 1 квартал до 20 апреля — в бумажной форме; до 26 апреля — в электронной форме
За 2 квартал до 20 июля — в бумажной форме; до 26 июля — в электронной форме.
За 3 квартал до 20 октября — в бумажной форме; до 25 октября — в электронной форме.
За 4 квартал до 20 января 2022 года — в бумажной форме; до 25 января 2022 года — в электронной форме.
Обычно данные отчеты сдает бухгалтер, запрашивая необходимую информацию у специалиста по ОТ

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);
Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями 2020 был издан для замены Приказа Минздравсоцразвития. Ранее приказ регламентировал порядок проведения аттестации. Нормативный акт создан для организации проведения специальных мероприятий, направленных на выявление опасных факторов в процессе труда.

В случае непроведения специальной оценки условий труда

Реализация СОУТ в нашей стране является обязанностью для подавляющего большинства работодателей. Соответственно, в целях соблюдения законодательства за непроведение специальной оценки условий труда работодатель несет ответственность согласно тяжести допущенного нарушения. Объем этой ответственности определяется в зависимости от двух основных факторов:

Действующий КоАП рассматривает как равнозначные два основных вида нарушений в области спецоценки. Речь идет о решении о полном отказе от реализации СОУТ, оформленное соответствующим протоколом, и несоблюдении правил ее проведения. Таким образом, ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда и невыполнение порядка проведения данной процедуры будет одинаковой.

Штрафы по специальной оценке условий труда для работодателя применяются в зависимости от того, какой именно субъект допустил несоблюдение законодательных требований. Перечень штрафов по СОУТ для такой ситуации определяется согласно содержанию ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. В этом отношении возможны несколько основных вариантов:

Действующее законодательство рассматривает отсутствие специальной оценки условий труда как нарушение административного характера. В этой связи в целях определения объема ответственности по специальной оценке условий труда для работодателя, допустившего нарушение, применяются положения КоАП. В частности, вопросам установления санкций за несоблюдение положений законодательства посвящена ст. 5.27.1 указанного нормативного документа.

  • непосредственным виновником нарушения действующего порядка реализации СОУТ выступает конкретное должностное лицо. В такой ситуации на него может быть наложен штраф в размере 5-10 тысяч рублей;
  • меры ответственности в виде штрафа за непроведение СОУТ в 2017 году применяются к предпринимателю, работающему без создания юрлица. Для них штрафы по СОУТ также составят 5-10 тысяч рублей;
  • ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда или нарушение ее правил несет организация. В этом случае штраф составит 60-80тысяч рублей.
Читайте также:  Какие документы нужны для продажи земельного участка в 2021 году образцы

Новые административные санкции начнут действовать с 2015 года. Переходный период был предусмотрен Минтрудом для того, чтобы у работодателей была возможность привести в должный порядок всю документацию и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством.

Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

За аналогичное правонарушение должностное лицо будет привлекаться к административному штрафу в размере от 40 000 до 50 000 рублей, юридическое в размере от 100 000 до 200 000 рублей или же административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была разработана взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Отменить традиционную процедуру, которая ведет свое начало с периода советских времен, решили из-за того, что в стране на сегодняшний день официально зарегистрирован 21 млн. работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, а количество профзаболеваний увеличивается ежегодно на 5-7 тыс. человек. На рабочих местах большинства из них АРМ проводилась, но улучшения, которое ожидалось, не произошло. Количество подобных рабочих мест все еще продолжает расти. Поэтому в целях замещения рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда было решено изменить подход к оценке. Новые требования содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Штрафы за непроведение и отсутствие СОУТ

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2021 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за непроведение ооцнки условий труда на рабочих местах. Это относится, в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму от 3000 рублей за каждое рабочее место.

  • выполнение СОУТ является для нее основным или хотя бы одним из основных видов работ в соответствии с уставными документами;
  • в составе компании имеется собственная испытательная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения замеров в сфере условий труда и аккредитованная по действующему порядку. Разрешается отсутствие такой лаборатории при условии, что у компании заключен договор на предоставление таких услуг со сторонней аккредитованной организацией;
  • в организации работают пять или более сертифицированных экспертов, имеющих право выполнять работы по СОУТ. При этом все они должны быть оформлены в качестве штатных сотрудников компании по трудовому договору: совместители или работники по гражданско-правовому договору не учитываются. Необходимо, чтобы хотя бы один из этих специалистов имел профильное высшее образование: профильными считаются специальности, связанные с гигиеной труда, общей гигиеной или выполнением санитарно-гигиенических обследований в условиях лаборатории.

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков

В февральском номере мы рассказывали о том, какие новые обязанности появились у сотрудников кадровых подразделений в связи со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сегодня эксперт СРОО «Народная инспекция труда» Николай ОРЛОВ более подробно расскажет, чем грозит кадровику невыполнение обязанностей во время и после проведения спецоценки рабочих мест в 2015 году.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Специальная оценка условий труда

  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
Читайте также:  Исключаемые дни для отпуска

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей
  • Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • То же, повлекшее смерть человека по неосторожности — лишение свободы до 4 лет.
  • То же, повлекшее смерть двух лиц и более — лишение свободы до 5 лет.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским и педагогическим работникам: список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ . Подать декларацию обязан работодатель. Форма декларации утверждена приказом Минтруда.

Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.

Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:

  1. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, обосновала результаты.
  2. Требовать, чтобы организация, проводящая спецоценку, представила документы, подтверждающие соответствие оценки требованиям, установленным законом.
  3. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, подтвердила, что внесла сведения о проведенной проверке в информационную систему учета.
  4. Обжаловать действия или бездействие организации, проводящей СОУТ.
  1. У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.
  2. В штате должны состоять не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В организации создано несколько обособленных подразделений. Могут ли привлечь организацию к административной ответственности если организация проведет специальную оценку условий труда на рабочих местах в обособленных подразделениях и не проведет ее в головном подразделении?

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Из разъяснений Роструда следует: максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли спецоценку. 10 их или 100 — компания заплатит не более 80 тыс. руб. В судебной практике такой подход тоже отражен. Например, Решение Свердловского областного суда от 19.12.2017 по делу N 72-1595/2017 — «бездействие юридического лица образует состав одного административного правонарушения и подлежало единой квалификации по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Ажиотаж прошел, а закон остался: что происходит с СОУТ

Больше выгод получают, конечно, работники, но и для работодателя есть плюсы: при пересмотре результатов может появиться возможность применять пониженный тариф, к тому же оправдывать расходы на СИЗ, медосмотры и другие мероприятия по обеспечению безопасности работы будет проще.

На общей системе налогообложения затраты на спецоценку учитываются как прочие расходы на реализацию (основание – подпункт 7 п. 1 статьи 264 НК РФ) и признаются в периоде, когда были осуществлены. Используется метод учета, принятый учетной политикой организации: кассовый или по начислению.

В 2019 году Минтруд активно выявлял работодателей, махнувших на спецоценку рукой, и выставлял им предупреждения, давая время на исправление. Эта работа продолжается. Министерство обещало быть снисходительными к тем, чье бездействие не привело к нарушениям прав работников и не причинило вреда их здоровью.

Цены, конечно, резко выросли, и к концу года многие не успевали провести необходимые мероприятия, потому что аккредитованных организаций было не так много, а желающих полно. Все же большая часть предприятий справилась с задачей, после чего бизнесмены выдохнули и подумали, что теперь можно спать спокойно, но история не закончилась.

Если не произошло изменений, то и обновлять сведения предыдущей оценки смысла нет. Допустим, что вместо вышедшего из строя монитора установили новый, но той же модели. В то же время не всегда можно определить существенность произошедших изменений, и, возможно, придется обратиться к эксперту. Тот соберет данные, используя специальные приборы, и установит необходимость обновления данных.

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Читайте также:  Запрет на продажу алкоголя перед выпускные 2021

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2021 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

Не; успели пройти спецоценку труда

Инспекция труда вправе оштрафовать работодателей в течение года после прохождения спецоценки. То есть сделать спецоценку можно и сейчас, но риск получить штраф за опоздание всё равно есть. Если компания проводит спецоценку до 28 февраля 2019, то штраф может получить до 28 февраля 2020 года. Например, если за это время придет проверка и найдет нарушение. Дата считается с момента, когда работодатель утвердил отчет о спецоценке.

В середине января на сайте Роструда появилась информация о том, что «планируется реализация механизма предупреждения для данных нарушений». В переводе это значит: работодателю будут отправлять предупреждение, а лишь потом штрафовать. Некоторые решили, что штрафов не будет, и можно не торопиться. Это не так.

А тем, кто совсем не прошел спецоценку, скорее всего придется платить по максимуму. Кроме штрафа, инспектор оформит предписание — пройти спецоценку за 30 дней. По моему опыту, этого времени не хватает, а значит, может быть еще один штраф, за невыполнение предписания — от 100 000 до 200 000 рублей.

  • провести оценку рабочих мест как можно быстрее;
  • подать декларацию в инспекцию труда. При этом не стоит бояться: сотрудники отдела по приему деклараций не ловят нарушителей, они лишь принимают документ. Когда компания сдает декларацию, непонятно, сделана ли спецоценка с опозданием, или это обычная оценка для новых рабочих мест;
  • постараться не нарушать права сотрудников, чтобы не пришла внеплановая проверка. Например, не задерживать зарплату.

Штрафные санкции за непроведение спецоценки рабочих мест

В организации создано несколько обособленных подразделений. Могут ли привлечь организацию к административной ответственности если организация проведет специальную оценку условий труда на рабочих местах в обособленных подразделениях и не проведет ее в головном подразделении?

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из разъяснений Роструда следует: максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли спецоценку. 10 их или 100 — компания заплатит не более 80 тыс. руб. В судебной практике такой подход тоже отражен. Например, Решение Свердловского областного суда от 19.12.2017 по делу N 72-1595/2017 — «бездействие юридического лица образует состав одного административного правонарушения и подлежало единой квалификации по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Оцените статью