Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2021 в москве

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2021 в москве

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка опасаются, что новые правила приведут к ухудшению экономики жилых проектов, дополнительным затратам у застройщиков и, как следствие, росту цен на квартиры. Именно девелоперы жилья часто меняют вид использования участков, к примеру, на промышленных территориях, напоминает руководитель «Топ-идеи» Олег Ступеньков. Нововведения значительным образом повлияют на доходность инвесторов, желающих строить жилье, так, в некоторых случаях платеж за смену ВРИ может увеличиться от 2 до 11 раз, говорит управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. В некоторых случаях расходы за перевод земельных участков под застройку в центре Москвы вырастут в 8–10 раз в зависимости от кадастровой стоимости, соглашается гендиректор We Know Александр Галицын. В абсолютных цифрах стоимость смены ВРИ, к примеру, для земли в старых границах города будет составлять не менее 5000 руб. на каждый продаваемый квадратный метр, подсчитал Перлин. А ближе к центру Москвы, по его словам, расходы могут быть и 30 000 руб. за 1 кв. м. Он напоминает, что на ВРИ приходится, как правило, 10–15% от инвестиционной стоимости проектов.

Мэр Москвы Сергей Собянин 19 ноября подписал постановление, меняющее условия взимания платы за смену вида разрешенного использования (ВРИ) и аренду земли на территории города. В документе сказано, что в случае изменения функционального назначения участка к текущей формуле расчета стоимости этой услуги будет применяться повышающий коэффициент в зависимости от его месторасположения: 8 – для новой Москвы и 2 – для всех других территорий города. «Другими словами, стоимость изменения ВРИ теперь увеличивается в 2 раза за участки в пределах МКАД и в 8 раз – за земли в новой Москве», – объясняет партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко. Кроме того, согласно постановлению меняется и формула расчета ставок аренды участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки, строительства гаражей и т. д., добавляет руководитель направления «Коммерческие споры» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. По его расчетам, в зависимости от категорий недвижимости стоимость аренды может вырасти в несколько раз. Согласно постановлению теперь общая плата за участок будет зависеть еще и от района Москвы: чем ближе к центру города, тем дороже, добавляет гендиректор «СМУ-6 инвестиции» Алексей Перлин.

Тем не менее в департаменте промышленной и инвестиционной политики Москвы опасения девелоперов не разделяют. По словам его представителя, новое постановление предусматривает льготы инвесторам, которые создают рабочие места за Третьим транспортным кольцом (ТТК). Ранее льготы на изменение ВРИ касались участков, на которых строятся социально значимые объекты, например культуры, образования, транспортной инфраструктуры, здравоохранения и т. д., говорит Демченко. Теперь, по его словам, к ним будут относить и другие места приложения труда. Все это, по словам представителя департамента промышленной и инвестиционной политики Москвы, позволит стимулировать комплексную сбалансированную застройку новых районов за пределами МКАД, а также снизить дефицит рабочих мест в кварталах за пределами ТТК. Он признает, что изменение ВРИ действительно подорожает, но если одновременно со строительством жилья инвестор реализует производственные, административно-деловые, торговые, социальные объекты не в центре города, то этот платеж может быть уменьшен или даже полностью отменен, а это только положительно скажется на развитии города. Подать заявление на предоставление льгот застройщики по уже купленным земельным участкам могут до 1 июля 2021 г., сказано в постановлении. Документ хоть и преследует благие цели, но до этого времени застройщики не успеют согласовать проекты, опасается Галицын. Девелоперам необходима отсрочка примерно на год, чтобы они успели подготовиться к новым правилам работы, соглашается Перлин.

Богданов ожидает, что сделки по покупке участков могут быть на какое-то время заморожены. Ухудшение экономики усложнит привлечение проектного финансирования на строительство новых жилых проектов, уверяет Перлин, добавляя, что в этом случае реализация проектов с невысокой маржинальностью будет просто невозможна. Это особенно касается промышленных территорий, которые теперь сложнее будет застраивать жильем, соглашается Ступеньков. Пересмотр многих жилых проектов скажется на сроках их строительства, а это может послужить причиной появления новых обманутых дольщиков, признает даже один из чиновников мэрии Москвы, чье подразделение не участвовало в разработке нового постановления.

Новые правила вынудят инвесторов пересмотреть свои стратегии по приобретению новых или освоению уже купленных проектов, считает Богданов. С ним согласен и президент ГК «Основа» Александр Ручьев, который отмечает, что для девелоперов увеличение расходов на изменение ВРИ означает рост себестоимости строительства проектов и пересмотр их финансовых моделей. Многие площадки могут оказаться просто нерентабельными, объясняет он.

  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр. лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка.
  • населенных территорий, где разрешается возведение строений в рамках развития территорий городских и сельских поселений;
  • сельхозназначения с ограничением по использованию;
  • отведенные под объекты промышленности, энергетики, связи и т.д., а также используемые в целях военных разработок, объектов космического направления и гос.безопасности;
  • заповедные и охраняемые территории;
  • лесничество, охраняемых зон вблизи водоемов;
  • участки запасного назначения.

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

  • кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
  • действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
  • только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).

С 19 ноября 2020 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ.

По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.

Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей.

  • плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
  • арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.
Читайте также:  Законы 2021 года соцзащита

При этом суд указал, что дело даже не в градостроительном плане, так как он по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки. Кроме того, по мнению суда, если изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в порядке приведения в соответствие с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 плата за изменение вида разрешенного использования также не взыскивается.

Заявитель по жалобе ранее безуспешно оспаривал в Арбитражном суде Московской области требование о выплате платы. Основание жалобы в Конституционный суд — несоответствие вышеуказанных законов ст. 57 Конституции РФ (про обязанность платить только законно установленные законы).

27.02.2020 г. АС МО отказался взыскивать плату за изменение ВРИ в размере 3 млн рублей за изменение с «под муниципальным жилым домом» на «многоэтажная жилая застройка», применив норму о том, что плата за изменение вида разрешенного использования не взимается если вид разрешенного использования был указан в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу 43-ФЗ.

12.11.2018 Московский областной суд в случае смены вида разрешенного использования с «дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания», при смене категории с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» отказал во взыскании платы за изменение вида разрешенного использования.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования достаточно большой. Согласно ст. 22 43-ФЗ плата определяется с учетом разницы между фактической кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Поскольку изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры государственного кадастрового учета, следовательно, собственнику земельного участка необходимо обратиться с заявлением, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920, в орган регистрации прав для установления выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель также может представить по своему желанию, например, копию выписки из ПЗЗ, акт соответствующего органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Данная государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее –ППЗ) для конкретного муниципального образования, а также классификатором, утвержденнымприказом Минэкономики России от 01.09.2014 № 540.

Земля в населенных пунктах (города, поселки, села и др.) территориально поделена на зоны. Согласно Градостроительному кодексуРоссийской Федерации (далее – ГрК РФ) они называются — территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают правила: для чего можно использовать землю, какие объекты недвижимостиможно строить, их параметры по высоте, отступы от границ земельного участка и пр. параметры.

Так, согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные ВРИ земельного участка без согласия органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.

Вид разрешенного использования (далее — ВРИ) – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, существующих и возводимых на нем капитальных объектов, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой могут использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году

Изменение вида разрешенного использования земельного участка собственником или другим лицом проводится, если землю планируется использовать под иные цели. Порядок прохождения этой процедуры зависит от содержания ПЗЗ, градостроительного регламента, законодательства региона и муниципального образования. Смена ВРИ земельного участка осуществляется через органы власти МО, либо специально уполномоченные учреждения и комиссии. В ряде случаев для этого требуется проходить публичные слушания.

Чтобы избежать хаоса при выделении и пользовании землей, введены специальные ограничения и запреты по землепользованию. Они определяются по месту расположения участков, характеристик почвы, особенностям близлежащих территорий и строений, по множеству других параметров. Вот самые важные моменты, связанные с определением видов землепользования в России:

Комментарий эксперта. Изменение ВРИ земельного участка позволит избежать наложения штрафов за нарушение правил землепользования, принудительного изъятия земли. Например, если на земле сельхозназначения построить производственный объект, это будет являться грубейшим нарушением ЗК РФ, других нормативных актов. Если в результате стройки или производственных процессов будет причинен ущерб почве и грунту, участок могут принудительно изъять с возмещением ущерба.

На участки могут устанавливаться основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды пользования. Это важно, так как смена основного или вспомогательного вида обычно проводится без одобрения госорганов. Иная ситуация для условно-разрешенных видов. Они дают право строить или заниматься иными видами деятельности только при подтверждении определенных условий. Так как при смене ВРИ будет одновременно меняться и перечень условий для землепользователя, процедура включает согласования, слушания, корректировку ПЗЗ.

  • категорирование и зонирование территорий, в зависимости от целей органов власти и с учетом мнения населения;
  • проведение открытых публичных слушаний, где рассматриваются предложения и возражения от частных лиц, организаций, инициативных групп;
  • утверждение ПЗЗ, градостроительных планов и регламентов, других документов по зонированию и градостроительству;
  • обнародование актов, связанных с определением категорий, зон и видов землепользования.
  • проведение правовой экспертизы в отношении оснований и правовых последствий смены ВРИ земель;
  • сопровождение процесса «под ключ» (с момента подачи декларации до получения выписки из ЕГРН);
  • узаконение самовольной постройки (которая, согласно постановлению 829 ,является незаконной);
  • оспаривание действия или бездействия публичных органов власти при изменении ВРИ земли.

Бывают случаи принудительного изменения ВРИ. Такое может случиться, например, если для участка земли с используемыми капитальными постройками Правила были приняты позднее, чем началась его эксплуатация. Может оказаться, что в новый перечень по данной территориальной зоне не вошли фактические ВРИ участка. В такой ситуации при некоторых условиях существует опасность запрета эксплуатации капитальных строений, возведенных в пределах границ участка.

Возможна ситуация, когда владелец решает сменить основной ВРИ на условно разрешенный. Для получения соответствующего разрешения, от владельца требуется документальное обоснование необходимости проведения такой смены. В данном случае законодательством предполагается процедура проведения публичных слушаний вопроса, чтобы органы местного самоуправления имели возможность выдать обоснованное разрешение или мотивированный отказ, которые учитывают мнение и интересы землепользователей смежных площадей. Хотя существует вероятность того, что владелец участка не получит ожидаемого разрешения, так как законодательством установлено право (а не обязанность) его выдачи.

Однако существуют способы изменить ситуацию. В принципе это возможно осуществить, изменив целевое назначение земель либо их ВРИ. Второй способ имеет преимущество благодаря относительной простоте исполнения. Именно поэтому различные варианты изменения ВРИ являются весьма востребованной процедурой.

Если инициатором смены основного ВРИ земли является ее владелец, ему следует начинать оформление документов с органа местного самоуправления, где нужно получить выписку из Правил, содержащую информацию об участке. Имея на руках эту выписку, далее следует обращаться в орган кадастрового учета. Здесь потребуется написать заявление о смене вида разрешенного использования земли.

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка — собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Читайте также:  Звание ветеран труда в москве в 2021 году по выслуге лет

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Разновидности разрешенного использования, которые существуют в настоящее время, прописаны в классификаторе. Указывается, что относительно каждого надела установлены конкретные направления применения. При этом, важно учесть, что ВРИ может быть обозначено как основное. Кроме того, для каждой категории участков разработаны положения градостроительных регламентов. Данный акт используется для того, чтобы для отдельно взятой территории установить несколько разновидностей подвидов дополнительного разрешенного использования. Если указывать на отличия между рассматриваемыми видами ВРИ, то стоит указать, что для применения земли согласно основному назначению гражданину, не потребуется получать чье-либо разрешение. Это связано с тем, что данное право ему дано законодательными актами.

На следующем этапе гражданин получает решение по поданному запросу. Когда лицо в полном объеме собрало всю документацию и направило ее в уполномоченный орган – сотрудники рассматривают заявку и принимают решение. Для получения ответа потребуется взять акт, посредством которого удостоверяется личность и явиться в администрацию МО. Кроме того, сделать это сможет гражданин с доверенностью. Важно ответить, что вне зависимости от принятого решения – выдаваться ответ должен только в письменной форме. Когда решение отрицательное – ответ должен быть мотивированным. Если лицо не согласно с ним, допускается возможность обжалования. Сделать это можно при обращении в судебный орган или вышестоящую инстанцию.

Для уточнения нужной документации потребуется обратиться в отделение местной администрации. В этом же органе можно получить образец заявления и бланк для его формирования. По общему правилу говорится о том, что подавать заявку нужно тому, кто наделен правомочиями собственности в отношении участка. Если это лицо выразило согласие – тогда в процесс может вступить доверенное лицо. Допускается использование варианта с отправкой документации при использовании почтовых услуг. Когда гражданин использует вариант с подачей заявки при обращении в приемную уполномоченного органа – нужно обязательно получить расписку, подтверждающую принятие актов. В этой бумаге отражаются все документы, которые лицо передало секретарю.

Если гражданин принимает решение пользоваться участков не так, как это позволяет закон – он должен понимать, что это может обернуться большой штрафной санкцией. Такие меры реализуется до тех пор, пока лицо не устранит допущенные нарушения. Штраф выражается до одного процента от указанной в кадастре. При этом минимальный размер отражен в законе, он составляет 10 тысяч рублей. Эта мера применима к тем, кто использует земельный надел не по установленным целям. До половины процента, при этом не менее трех тысяч штраф применяется к лицам, которые не пользуются участками с/х назначения.

ВНИМАНИЕ . Важно отметить, что можно сменить ВРИ по отношению к арендованному наделу. Сделать это получится при использовании согласия от арендодателя. Заявление подает лицо, которое арендует участок на долгий срок. Когда на наделе расположены строения капитального типа, в том числе недвижимость, то приложить к заявке нужно право устанавливающего типа акты в отношении каждого из них. Необходима планировка местности, где расположен конкретный надел. Указанный перечень актов рассматривается как основной. Это говорит о том, что уполномоченный орган вправе запросить предоставление и других актов.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2021 в москве

Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства

3(1). В случае присвоения инвестиционному проекту собственника земельного участка, используемого для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, статуса инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы и заключения с собственником земельного участка соглашения о реализации инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы собственнику земельного участка предоставляется отсрочка по оплате части платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, рассчитанной в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, в размере, не превышающем размер льготы, рассчитанной в соответствии с правовым актом Правительства Москвы о присвоении статуса инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы.

2. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:

3.3. В случае если размер платы, рассчитанной в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, превышает 500 миллионов рублей, рассрочка по оплате предоставляется на срок не более шести лет. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка вносится собственником ежеквартально равными платежами.

Направление Департаментом городского имущества города Москвы в установленном порядке документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка, осуществляется после подтверждения факта внесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.

Затраты, которые несет хозяин за процедуру смены ВРИ зависят от того, будет ли измена кадастровая стоимость земли в результате этого действия. Именно поэтому все просчитывается индивидуально, причем от площади земельного надела зависит, в том числе, и размер налога, который уплачивается государству.

  • Гражданский паспорт собственника.
  • Письменное заявление, которое подается в местный исполнительный орган.
  • Выписка из ЕГРП, подтверждающая действующий статус земельного надела.
  • Адресный (ситуационный) план участка.
  • В случае, если на участке возведены капитальные строения – правоустанавливающие документы на данные строения.

Существует регламент изменения вида использования, что дает возможность справиться с поставленной задачей. Чем ответственнее собственник подойдет к процессу подготовки и сбору документов, тем больше шансов на смену статуса земли без задержек и проблем. Порядок изменения ВРИ участка обуславливается требованиями ст. 8 ЗК РФ.

Если человек планирует эксплуатировать земельный надел под цели, которые не предусмотрены существующим видом использования (сокр. ВРИ), ему потребуется сменить ВРИ. Выполнить процедуру можно только в том случае, если это предусмотрено региональными правилами землепользования, а также не противоречит ст. 30 Российского Градостроительного законодательства.

Положительное решение о смене статуса земли – официальное основание для вынесения соответствующих изменений в Росреестр. Важно отметить, что с момента оглашения администрацией положительного решения и предоставления результатов в ЕГРН, руководство должно реализовать изменение участка в течение 15 дней. Далее по установленному регламенту на уведомление владельца земли отводится только 5 дней.

О порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка

Комментарий к данному абзацу: Если земельный участок предоставлен администрацией в аренду, то основной вид разрешенного использования земельного участка изменяется по решению администрации, также как и условно разрешенный вид земельного участка, предусмотренного градостроительным планом данного земельного участка.

-Если вам предоставлен земельный участок в собственность либо в аренду администрацией, без проведения торгов либо аукциона с разрешенным видом использования земельного участка не предусматривающего индивидуальное жилищное строительство. То, если он и находится в зоне предназначенной для индивидуального жилищного строительства, то изменение вида разрешенного использования земельного участка не возможно. Поэтому, если у вас земельный участок предоставлен без торгов с ограничением строительства, а вокруг вас стоят индивидуальные жилые дома, то не удивляйтесь что ваше право не ущемлено.

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Читайте также:  Изготовление рекламных буклетов косгу 2021 год

Это значит, если у вас разрешенный вид использования земельного участка «для огородничества» не дающий основания возведения капитального строения, то на данном земельном участке возможно возведения хоз. постройки для хранения инвентаря. Если у вас вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» и возведен жилой дом, то по отношению к жилому дому вы можете возводить хоз. постройки, баню, это и является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Мэрия Москвы меняет условия перевода земли под застройку

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка опасаются, что новые правила приведут к ухудшению экономики жилых проектов, дополнительным затратам у застройщиков и, как следствие, росту цен на квартиры. Именно девелоперы жилья часто меняют вид использования участков, к примеру, на промышленных территориях, напоминает руководитель «Топ-идеи» Олег Ступеньков. Нововведения значительным образом повлияют на доходность инвесторов, желающих строить жилье, так, в некоторых случаях платеж за смену ВРИ может увеличиться от 2 до 11 раз, говорит управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. В некоторых случаях расходы за перевод земельных участков под застройку в центре Москвы вырастут в 8–10 раз в зависимости от кадастровой стоимости, соглашается гендиректор We Know Александр Галицын. В абсолютных цифрах стоимость смены ВРИ, к примеру, для земли в старых границах города будет составлять не менее 5000 руб. на каждый продаваемый квадратный метр, подсчитал Перлин. А ближе к центру Москвы, по его словам, расходы могут быть и 30 000 руб. за 1 кв. м. Он напоминает, что на ВРИ приходится, как правило, 10–15% от инвестиционной стоимости проектов.

«Москвич»
Территория завода «Москвич» в районе Волгоградского проспекта принадлежит группе «Метрополь» бывшего депутата Госдумы Михаила Слипенчука. На сайте компании «Метрополь девелопмент» сказано, что на 22,5 га завода планируется возвести 328 000 кв. м жилья, 240 000 кв. м торговой недвижимости, а также апартаменты, офис и гостиницу. Там, в частности, девелопер MR Group уже строит жилой комплекс «Метрополия».

Стимулировать инвесторов вкладывать в отдельные объекты, предоставляющие рабочие места, будет не так уж и просто, считает Богданов. Массового строительства бизнес-центров и производственных комплексов, по его словам, в сегодняшних реалиях, когда существует избыток офисных площадей, вызванный пандемией коронавируса и переводом многими компаниями своих сотрудников на удаленку, не будет. Впрочем, он полагает, что в этом случае выходом из положения станет создание многофункциональных центров, которые будут включать в себя как жилье, так и офисы, торговлю или даже объекты легкой промышленности.

Новые правила вынудят инвесторов пересмотреть свои стратегии по приобретению новых или освоению уже купленных проектов, считает Богданов. С ним согласен и президент ГК «Основа» Александр Ручьев, который отмечает, что для девелоперов увеличение расходов на изменение ВРИ означает рост себестоимости строительства проектов и пересмотр их финансовых моделей. Многие площадки могут оказаться просто нерентабельными, объясняет он.

ЗиЛ
Многие крупные промзоны в Москве сегодня активно застраиваются. Развитие территории ЗиЛа – один из самых масштабных проектов мэрии города: проект планировки охватывает территорию в 480 га. На них предполагалось строительство 6,4 млн кв. м недвижимости, из которых 5,2 млн кв. м – непосредственно на месте ЗиЛа. Там уже возведены или возводятся такие крупные объекты, как жилые комплексы «Зиларт» (девелопер – ЛСР), «Парк легенд» (корпорация ТЭН), «ЦСКА арена», торговый центр «Ривьера» и т. д.

«Серп и Молот»

В результате реорганизации промзоны «Серп и Молот» под застройку было выделено 58 га на пересечении Золоторожского Вала и ш. Энтузиастов. Сейчас на этой территории девелоперская компания «Дон-строй инвест» возводит один из своих крупнейших объектов – жилой комплекс «Символ» на 1,79 млн кв. м. 378 квартир в этом проекте выкупила госкомпания Дом.РФ под арендное жилье.

Для изменения ВРИ заявление подаётся в ЕГРН. Сотрудники Росреестра рассматривают его 7 рабочих дней, после этого в случае положительного решения выдают выписку с изменённым ВРИ. Однако, на практике процедура занимает около месяца, так как часто требуется подготовить ещё техническую документацию. Например, не получится поменять ВРИ, если не утверждены Правила застройки и землепользования. Придётся сначала разработать и утвердить ПЗЗ. Или провести межевание, если собственник раньше не уточнял границы.

Около 10 % собственников земли Подмосковья не могут ничего построить на своём участке, так как вид разрешённого использования «для ведения огородничества» не допускает строительства ни садового, ни жилого дома. Такая ситуация сложилась из-за того, что ранше проще было выкупить участок у администрации под огород. Такой участок стоил дешевле, чем участок для строительства жилого дома, и пакет документов для оформления был меньше.

Однако, юристы ГКИ Недкадастр столкнулись с ситуацией, когда через год после изменения ВРИ, собственник получил уведомление от Министерства имущественных отношений Московской области с требованием в течение месяца оплатить предоставленную услугу.

Чтобы начать процесс изменения ВРИ, необходимо удостовериться, что для этого района разработаны Правила застройки и землепользования. Если ПЗЗ утверждены, следует определить, к какой территориальной зоне относится этот участок. Зоны разрабатываются для рационального использования земли и делятся на жилые, производственные, общественно-деловые, спецназначения и другие. При попадании участка в зону, подходящую для возведения жилых домов, например, в зону Ж-2, изменить ВРИ с огородничества на ИЖС будет возможно.

Законность требования об оплате подтверждает Постановление Правительства Московской области «Об утверждении порядка определения платы за изменения ВРИ участка, который находится в собственности физических или юридических лиц». Документ регулирует правила смены ВРИ, если собственник планирует строительство на этой земле. Также в документе разъясняется единый порядок расчёта суммы оплаты при смене ВРИ, который выглядит так:

Порядок изменения вида использования земельного участка

Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

Разрешенный вид использования – это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Оцените статью