Изменения в законе о лёгких наркотиках в россии

3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228 1 , 229 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5624; N 49, ст. 6861; 2013, N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2016, N 15, ст. 2088; 2017, N 4, ст. 671; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2018, N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650; 2019, N 34, ст. 4878; 2020, N 12, ст. 1772):

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6696; 2017, N 30, ст. 4664; 2019, N 34, ст. 4878):

1. Раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 22, ст. 2864; N 41, ст. 5625; N 49, ст. 6861; 2013, N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2016, N 15, ст. 2088; 2017, N 4, ст. 671; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2018, N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650; 2019, N 34, ст. 4878; 2020, N 12, ст. 1772), после позиции:

а) раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 1 , 229 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

Изменения были внесены также в журнал регистрации и учета рецептурных бланков. В части расхода рецептурных бланков появляется информация о:
в) количестве выданных рецептурных бланков, с указанием в скобках количества рецептурных бланков, выданных для оформления на дому;
д) количестве рецептурных бланков, оформленных на дому;
е) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) и подпись лица, оформившего рецептурные бланки на дому.

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе;

В первую очередь изменения были внесены в приказ МЗ РФ №54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение НС и ПВ…» и вступили в силу с 9 февраля 2020 года. В предыдущей редакции приказа были различия в первичном и повторном выписывании рецепта пациенту, в новой редакции этих различий нет, т.е. в обоих случаях рецепт оформляется единообразно. Также изменения коснулись наличия подписей на рецепте: вместо подписи руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации или руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения медицинской организации либо подписи лица, уполномоченного руководителем медицинской организации теперь ставится только подпись лица, уполномоченного руководителем медицинской организации, более того именно данное лицо проставляет треугольную печать для рецептов.

Также в случаях необходимости оформления рецепта на наркотический (психотропный) лекарственный препарат на дому в рамках оказания паллиативной медицинской помощи допускается предварительное заверение рецепта штампом медицинской организации, печатью медицинской организации либо структурного подразделения медицинской организации «Для рецептов», которая проставляется лицом, уполномоченным руководителем медицинской организации, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) и проставлением его личной подписи.

Чуть ранее, с 17 сентября 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в приказ МЗ РФ №917н «Об утверждении нормативов для расчета потребности в НС и ПВ…», которые вызвали большое количество вопросов. Нормативы теперь предусмотрены в том числе в условиях дневного стационара, но, если ранее нормативы были приведены из расчета на 1 койку в год, то теперь из расчета на 1 пациента по профилю медицинской помощи.

В Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Омске, Новосибирске, Владивостоке, Красноярске, Норильске, Брянске, Ставрополе были эвакуированы школы, больницы, крупные торговые центры, гостиницы, административные здания, а также различные транспортные объекты», — отмечал ранее председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Как отмечал замглавы МВД Игорь Зубов, в основном телефонные звонки, в которых собеседник сообщал о минировании, поступали из Сирии, из мест концентрации террористов.

Граждане, в добровольном порядке раскаявшиеся в совершении преступления, сдавшие все запрещенные вещества, активно сотрудничающие с правоохранительными органами, могут быть освобождены от ответственности. Но важно, чтобы такое деятельное раскаяние произошло до задержания и следствия.

Первая часть, которая подразумевает лишение свободы до трех лет, вполне может попасть под амнистию. А вот, если вы осуждены по 2-й и 3-й части 228-й статьи, которые предусматривают крупный и особо крупный оборот и хранение наркотических средств, то вы не можете рассчитывать на амнистию 2021 года, даже если вы бывший военный, инвалид, либо у вас возраст старше 55 лет. Если решение суда еще можно обжаловать, а при оперативно-следственных мероприятиях были допущены неточности, например, есть явные проблемы с экспертизой и изъятием наркотических средств, то можно нанять опытного юриста, который переквалифицирует преступление с 228.2 на 228.1. Также помощь юриста или адвоката понадобится, если суд ожидается в ближайшее время по 228.1 и вы планируете сразу подать прошение об амнистии. Адвокаты в Москве «2.

Читайте также:  Информация о квотировании рабочих мест инвалидов москва

В его адрес неоднократно направлялись «мотивированные предложения законодательного плана от известных отечественных правозащитников, связанные с необходимостью либерализации антинаркотического законодательства в части смягчения уголовной ответственности за хранение наркотиков в крупном размере без их распространения путем перевода преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, из разряда тяжких в разряд преступлений средней тяжести».

*по законодательству такой функции не предусмотрено. Но фактически, фармацевтическая промышленность получает огромное количество денежных средств. А говорить о неподкупности правоохранителей уместно лишь на федеральных каналах. В реальности, все намного проще и противоречивее.

Позитивный момент – из-за закрытых границ сократился трансграничный наркотрафик: «Как следствие, в первом полугодии 2020 года – не было бы счастья, да несчастье помогло – контрабанда наркотиков в Россию сократилась более чем на треть. Но очевидно, что по мере восстановления межгосударственного общения (а это неизбежно) попытки вновь нарастить поставки наркотиков из других стран возобновятся».

«Во многом благодаря принятым мерам за 10 лет число официально зарегистрированных наркопотребителей сократилось больше чем на четверть – с 673 тыс. до 478 тыс., в том числе несовершеннолетних с 7,9 тыс. до 5,1 тыс. За этот же период на 17% снизился уровень наркопреступности, а количество тех, кто совершил преступление в состоянии наркотического опьянения снизилось на 30%», — рассказал президент, но призвал «не успокаиваться», поскольку «и наркобизнес, и наркопотребление носят скрытый, латентный характер».

«Ежегодно наркотики калечат и убивают тысячи наших граждан. Ломают судьбы детей, вообще молодых людей, приносят в семьи боль и горе, разрушают нравственные основы общества. А теневая прибыль наркобизнеса служит финансовой подпиткой криминалитета, трансграничной преступности, коррупции, террористических и экстремистских структур. Это настоящий вызов, с которым сталкивается и Россия, и практически все другие страны», — начал совещание Путин.

Президент также обратил внимание на то, что «главы ряда субъектов Российской Федерации нередко передают другим должностным лицам свои, закреплённые за ними полномочия председателей антинаркотических комиссий». «Такая практика – уважаемые коллеги, обращаюсь к вам, – а по сути, попытка спрятаться за чужой спиной, абсолютно недопустима. Ещё раз напоминаю о персональной, личной ответственности глав регионов за координацию всей антинаркотической деятельности. И прошу полномочных представителей Президента России в федеральных округах держать этот вопрос под постоянным контролем», — отметил Путин.

Наказание по данной части особенно суровое, больше дают только за распространение наркотиков. Статьей предусмотрено заключение под стражу на 10–15 лет. Дополнительно могут оштрафовать на сумму до 500 тысяч рублей или на размер дохода за 3 года. Также предусмотрена возможность ограничить свободу бывшего осужденного до полутора лет уже после выхода на свободу.

К наркотическим относят также ядовитые и сильнодействующие элементы. Но уголовная ответственность предусмотрена исключительно при обороте в целях сбыта. За оборудование, предназначенное для производства таких препаратов, предусмотрена равная ответственность.

От величины найденного зависит ответственность за наркотики. Уголовное преследование за хранение начинается со значительных количеств. Особо крупное количество означает большие объемы запрещенных веществ. В частности, для марихуаны это 10 кг, героина — 1 кг, а вот для ЛСД — всего 0,1 грамма. Все, что больше относится к особо крупному размеру.

Наказание предусматривается за организацию притонов или использование помещений для принятия наркотиков. Для признания притона достаточно 2-х случаев приема наркотиков. Наказание для одного человека до 4 лет лишения свободы, а для организованной группы — 3–7 лет.

Наказание по ч. 1 статьи 228 сравнительно мягкое. Как правило, лицо с первой судимостью реальный срок не получает. Человек может быть оштрафован до 40 тысяч рублей или на его доход за 3 месяца. Ему могут назначить обязательные работы на срок до 480 ч, или исправработы до 2 лет. Наиболее жесткое наказание — это ограничение свободы до 3 лет или заключение в колонию на тот же срок. Однако достаточно часто при первой судимости даже при назначении лишения свободы судьи ограничиваются условным наказанием.

Принят закон о введении уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в интернете

По данным авторов проекта закона, в 2019 г. было зарегистрировано 302 преступления, предусмотренных ст. 230 УК России, из них направлено в суд 182. За январь–апрель 2020 г. данный показатель составил 113 и 63 соответственно. «При этом технические возможности сети “Интернет”, используемые для создания и распространения информации о наркотиках и склонения лиц к их потреблению, позволяют с минимальными затратами реализовать преступный замысел (анонимность, трансграничный характер, оперативность и быстрота распространения, охват широкой аудитории). В этих целях злоумышленниками широко используются различные социальные сети, интернет-площадки популярных форумов, ресурсы крупных тематических сайтов, свободный доступ к которым имеет неограниченное число пользователей», – отмечено в пояснительной записке к поправкам.

По его словам, преступные действия могут выражаться в уговорах, предложениях, даче совета либо в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств. «Состав формальный, т.е. для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое средство. Именно формальный состав предполагает только прямой умысел, при котором преступник, совершает действия по склонению и желает склонить другое лицо к употреблению наркотиков. Косвенный умысел для формального состава недостаточен. При этом особенностью данного преступления является необходимость потерпевшего, т.е. лица, в отношении которого совершаются действия по склонению. Этим склонение отличается от пропаганды или рекламы наркотиков, для которых потерпевший не требуется», – пояснил адвокат.

Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых отметил, что ст. 230 УК предусматривает уголовную ответственность именно за склонение к употреблению наркотиков. «Пропаганда наркотиков – это иное правонарушение, предусмотренное ст. 6.13 КоАП РФ, при этом нельзя назвать удачной существующую административную практику по ней. Ответственность за пропаганду наркотиков заложена в ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах, в ч. 1 которой уже много лет как продекларирован запрет на пропаганду наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и в ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ данное положение применительно к пропаганде наркотиков уже реализовано», – пояснил он.

25 октября 2019 г. был опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока. Ряд указаний правительству и Министерству внутренних дел был связан с противодействием незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Наиболее серьезное поручение Владимира Путина правительству касалось принятия мер, направленных на введение уголовной ответственности за «склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».

По мнению эксперта, в законе идет не об уголовной ответственности за так называемую пропаганду наркотиков, а исключительно о расширении диспозиции ст. 230 УК РФ за счет введения совершенно не нужного квалифицирующего признака. «Никакого практического значения принятый Госдумой законопроект не принесет, а лишь создаст очередной “спящий” механизм уголовной репрессии. На мой взгляд, законодателю в этой сфере регулирования следовало бы обратить внимание на то, как правоприменитель должен разграничивать пропаганду наркотиков, как административное правонарушение, и склонение к их употреблению, как преступление. В примечании к ст. 230 УК РФ имеется термин “пропаганда”, хотя ответственность за пропаганду регулируется совсем в другом кодексе», – подчеркнул Константин Кузьминых.

Читайте также:  Как определить позицию профессии в перечне льготных профессий

Особенности законодательного регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и ответственности по статье 228 УК РФ

Ведущее место занимает Конституция РФ как основной закон государства; далее следуют международные договоры, заключенные между Россией и другими государствами. Далее следуют антинаркотические НПА и НПА, которые призваны регулировать порядок наступления ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков; затем – НПА, которые устанавливают пределы деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Так, наиболее строгим законодательством в области оборота наркотиков выделяется Сингапур. В данном азиатском государстве хранение, потребление, производство, торговля наркотиками являются незаконными, причем количество наркотика не играет роли. За указанные преступления в стране предусмотрены самые строгие наказания, даже смертная казнь.

Но вернемся к текущей ситуации в России. На сегодняшний день имеется ряд нерешенных законодательных проблем. Сложившаяся ситуация позволяет делать вывод о решающей роли социального контроля и государственно-правового регулирования в противодействии наркобизнесу и употреблению наркотиков. Ключевыми аспектами данной роли являются действия, направленные на разработку и принятие новых, а также совершенствование действующих законодательных и других нормативно-правовых актов, цель которых – борьба с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая тот факт, что сейчас в России являются действующими свыше 70 федеральных законов, а также постановлений Государственной Думы, Правительства и указов Президента, регулирующих оборот наркотиков, ситуация с наркопреступностью в стране оставляет желать лучшего [4].

По данным, содержащимся в докладе Института проблем правоприменения, который был сделан в 2017 году, особенностью российского законодательства и практики является наибольший ориентир на наказание тех, кто потребляет, чем тех, кто распространяет наркотики. Было также выявлено со стороны правоохранителей умышленное, неправомерное искажение изъятых масс наркотических средств. Отмечается, что очень часто для выполнения планов по раскрытию преступлений сотрудниками изымались наркотики у потребителей именно «в нужном» количестве», т.е. в таком объеме, с которого наступает уголовная ответственность, а не административная.

Согласно данным официальной статистики, которую представил судебный департамент при Верховном суде РФ, статья 228 УК РФ – это практически ¼ часть от всех вынесенных приговоров. Только за прошедший год всего было осуждено более 658 тыс. преступников, а число осужденных по 228 статье УК (всем частям) составило почти 13,5 %. Сравнивая показатели с прошлым, 2017 годом, можно отметить снижение динамики как общих преступлений, так и долю наркопреступлений в них: от 697 тысяч осужденных по всем составам УК РФ доля осужденных по статье 228 УК составляла чуть более 14 %, а буквально каких-то пять лет назад, в 2014 году эта цифра превышала порог в 15 %, из общей массы осужденных почти 719 с половиной тыс.

При этом иные виды противоправных действий в части незаконной пропаганды наркотиков, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, предлагается выделить в качестве самостоятельных административных деликтов отдельной частью в статье 6.13 КоАП РФ, предусмотрев повышенную административную ответственность, в том числе и для юридических лиц.

«Во исполнение абзаца третьего подпункта «л» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 6 сентября 2019 года (№ Пр-2196 от 25.10.2019) МВД России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за склонение к потреблению, пропаганду незаконных потребления, оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирования или оборота растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее – законопроект).

Предлагается установить уголовный запрет (ст. 230.3 УК РФ) на распространение информации о представляющих общественную опасность незаконных способах и методах потребления, незаконного оборота или культивирования наркотиков и наркосодержащих растений соответственно.

За десять месяцев 2019 года МВД России рассмотрено 34,9 тысяч обращений, по которым принято более 19 тысяч экспертных решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию о наркотиках (за 2018 год рассмотрено свыше 35 тысяч обращений, по которым принято более 26,5 тысяч экспертных решений, за 2017 год рассмотрено свыше 47 тысяч электронных обращений, по которым принято более 20,5 тысяч экспертных решений о блокировке противоправного контента).

Сопоставления данных по количеству размещенной противоправной информации в сети «Интернет» с количеством дел об административных правонарушений в этой сфере свидетельствует о недостаточной эффективности применения указанного вида ответственности, поскольку для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, поиска виновных лиц, юридической квалификации и надлежащего процессуального оформления требуется проведение сложных компьютерно-технических, лингвистических и иных экспертиз, как правило, длительных по времени, что выходит за рамки сроков проведения административного расследования.

Использование каннабиса в медицинских целях обсуждается не впервые. В январе этого года Минздрав предложил разрешить ввоз в Россию нескольких его производных. В некоторых странах его используют для облегчения хронических болей, при лечении рака, психозов и анорексии у ВИЧ-позитивных людей. Опийный мак используют в том числе для производства кодеина. Лекарства, содержащие кодеин, в России начали продавать по рецепту только в 2012 году — до этого такие препараты, как «Пенталгин», «Коделак» и «Нурофен Плюс» мог спокойно купить даже ребёнок. Сейчас в стране производят 13 лекарственных препаратов на основе опия.

Госдума разрешила выращивать в России марихуану и опийный мак. Речь идёт о культивации растений для производства наркотических средств, но только в интересах медицины и ветеринарии. Соответствующие поправки в статью 228.2 Уголовного кодекса депутаты приняли сегодня, 23 июля, в третьем чтении. Поправки понадобились после внесения изменений в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», которые приняли еще в июне.

Самостоятельное выращивание наркосодержащих растений по-прежнему останется вне закона: самую «народную» статью переписали только для медиков. Но и они смогут пользоваться этим правом не без ограничений: за нарушение правил производства и оборота наркотических средств предусмотрены наказания. Минимальное — штраф до 120 тысяч рублей, максимальное — до 3 лет лишения свободы. Последнее грозит, если суду удастся доказать, что преступником двигала корысть или его поступок повлиял на здоровье человека.

Матвиенко назвала сроки согласования отклоненных поправок в голуновскую статью

«Ничего не произойдет смертельного, если мы, на мой взгляд, его отклоним с созданием согласительной комиссии и еще внимательно послушаем все стороны и найдём наиболее оптимальное решение, которое в наибольшей степени будут защищать права наших граждан. За месяц, условно говоря, ничего не изменится, согласительная комиссия поработает, и мы в январе уже можем принять этот закон в согласованном виде. Мне кажется, что торопиться не надо», — сказала спикер.

Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU — Законопроект о поправках в статью УК о наркотиках, который отклонил Совет Федерации, может быть скорректирован и принят уже в январе, заявила спикер палаты Валентина Матвиенко. Закон содержит поправки в статью, по которой возбуждали дело на журналиста Ивана Голунова.

Читайте также:  Женщина 1964 г р когда выйдет на пенсию по новому закону

«В таких ситуациях, как правило, нет информации о том, каким образом это вещество было получено, передавалось ли оно третьим лицам и имел ли место факт сбыта, — сказал Зубов. — Почти половина всех дел о сбыте наркотиков — это дела такой категории, то есть это дела, возбуждаемые в отношении неустановленных сбытчиков».

«Мы полагаем, что принятие данного закона ни в коем случае не приведёт к ухудшению наркоситуации и снижению показателей работы правоохранительных органов, (. ) и наоборот, позволит сконцентрироваться на борьбе с организованной наркопреступностью и ее последствиями», — сказал он.

По словам Зубова, предлагая данную инициативу, планировалось разрешить ситуацию, которая вызывает большое количество жалоб и обращений, спорных и конфликтных ситуаций. Замминистра отметил, что речь идет о частых ситуациях, когда в теле живого или мертвого человека находят следы наркотических сильнодействующих или одурманивающих веществ, но при этом не представляется возможным определить что это за вещество, в каком количестве оно находится в теле и как его можно классифицировать.

В Госдуму внесли еще один законопроект о сроках за пропаганду в интернете наркопотребления

Кроме того, в статье появится новая, четвертая часть, которая предусматривает утяжеляющие последствия — смерть двух или более потерпевших по неосторожности. В этом случае виновного ждет лишение свободы на срок от 12 до 15 лет «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Разработчики указывают, что в общей сложности в России в настоящее время блокируется доступ к 15 127 интернет-ресурсам, которые признаны пропагандирующими наркопотребление. Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве отсутствует соответствующий квалифицирующий признак, предусматривающий склонение к потреблению наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, подчеркивается в сопроводительных документах.

Речь идет о поправках к статье 230 УК РФ, которая предусматривает наказания за склонение к наркопотреблению. В частности, вторую часть этой статьи предложено дополнить пунктом с еще одним квалифицирующим признаком — если склонение к употреблению наркотиков совершено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет.

В пояснительной записке к документу сказано, что комиссией, возглавляемой депутатом Василием Пискаревым, установлены многочисленные факты массового склонения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей «молодого, репродуктивного населения России» к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Кроме того, в пояснении упоминается «навязывание представителями иностранных государств идеологии „безопасности“ наркопотребления и „безвредности“ опийных наркотиков для беременных женщин», для чего также используются современные информационные технологии.

Это уже не первый законопроект, которым предложено ввести уголовную ответственность за пропаганду наркопотребления. В октябре 2019 года депутаты Госдумы от «Справедливой России» внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект с дополнением Уголовного кодекса РФ статьей 230.3 («Пропаганда наркотических средств, психотропных, веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ»). За такую пропаганду депутаты предложили наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Если же пропаганда осуществляется в интернете или СМИ, то в качестве наказания предлагается штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до 5 лет.

Как уточнил Брыкин, «принципиальное изменение» заключается в том, что до отказа Совета Федерации депутаты решили внести изменения в статью 146 УПК (возбуждение уголовного дела публичного обвинения), сейчас — в статью 140 УПК (поводы и основание для возбуждения уголовного дела).

«По мнению сенаторов, закон может привести к снижению эффективности противодействия незаконного оборота наркотиков», — рассказал сопредседателя согласительной комиссии Николай Брыкина. Он добавил, что после консультаций с Генпрокуратурой и МВД «была выработана общая позиция [Госдумы и Совета Федерации] в связи с замечаниями со стороны обоих ведомств».

Согласно нововведениям, основанием для дела о сбыте не может служить сам факт того, что человек пребывает в состоянии наркотического опьянения. «Нахождения в его теле психотропных средств или их аналогов» также не является основанием для уголовного преследования по статьям о сбыте (статья 228.1 УК и статья 228.4 УК), добавил Брыкин.

В Госдуму внесен закон об ужесточении требований по делам о наркотиках

В пояснительной записке к законопроекту сказано: «В законопроекте предлагается дополнить статью 146 УПК РФ частью шестой, согласно которой уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 2281 и 2284 УК РФ по факту незаконного сбыта наркотиков, не могут быть возбуждены при отсутствии данных о виде, массе и наименовании наркотиков, а также достаточных данных, указывающих на их передачу другим лицам».

Принять поправки в антинаркотические статьи депутаты решили после резонансного дела журналиста Ивана Голунова. Его обвиняли в попытке сбыта наркотиков в крупном размере, хотя факта передачи веществ не было установлено. Позже выяснилось, что наркотики ему подкинули, и обвинения сняли, а дело о незаконном обороте веществ возбудили на полицейских, участвовавших в задержании журналиста. Приговоры им пока не вынесены, а заказчик так и не установлен.

Разработчики документа предлагают дополнить эту статью еще одной частью, согласно которой уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 228-1 и 228-4 УК (по незаконному сбыту наркотиков), впредь не могут быть возбуждены «при отсутствии данных о виде, массе и наименовании указанных средств, веществ, растений, а также достаточных данных, указывающих на их передачу другим лицам».

Эксперты отмечают, что сейчас в распространение наркотиков вовлечены не только приезжие, но и дети: как из обеспеченных, так и из малообеспеченных семей. И наркобизнес для подростков превратился в игру, похожую на квест, якобы безобидную и при этом захватывающую.

Похоже, маховик, раскрученный общественным мнением в связи с делом Ивана Голунова, набирает скорость. После резонансного случая, который поначалу так трудно было сдвинуть с мертвой точки, не только полетели погоны обидчиков, но и последовали публичные извинения со стороны прокуратуры. И теперь, когда несовершенство правовой системы в сфере контроля за оборотом наркотиков очевидно даже ребенку, изменения вот-вот последуют и на законодательном уровне. На днях в Госдуму внесен Федеральный закон о внесении изменений в «наркотическую» статью 146 Уголовно-процессуального кодекса.

Авторы законопроекта утверждают, что благодаря этим поправкам граждане получат дополнительную правовую защиту от «необоснованного вовлечения в «доследственные» проверки и расследования уголовных дел по преступлениям, возбужденным при отсутствии достаточных сведений о фактах незаконного сбыта».

Чиновники фактически признают, что сложившаяся практика возбуждения уголовных дел по признакам статей 228-1 и 228 УК является неэффективной. Увы, подавляющее их большинство возбуждается по материалам, выделенным из дел об административных правонарушениях и связанным со смертью граждан от «передозировки». В прошлом году из 25 720 уголовных дел в суд было направлено только. 23. Причем по трем делам обвиняемые были оправданы.

Оцените статью