Как оценить имущество на забалнсовом счете в бюджетном учреждении в 2021 году

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н .

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Как оценить имущество на забалнсовом счете в бюджетном учреждении в 2021 году

Уменьшен ранее начисленный резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае изменения условий использования недвижимости, в результате чего у учреждения больше не возникает обязанность осуществлять расходы на демонтаж и (или) вывод объекта из эксплуатации, восстановление земельного участка:

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Отражены администратором доходов расчеты по возврату неиспользованных МБТ, восстановленных в связи с возвратом выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля

Новая корреспонденция счетов. В новой редакции Инструкции № 162н приведена неоднозначная формулировка в описании этой проводки. Отражена ситуация только восстановления на балансе объектов, ранее признанных не соответствующими понятию «актив», по которым принято решение о безвозмездной передаче. В то же время приведено уменьшение показателей не только счета 02, но и счетов 03, 07. Из этого можно сделать вывод и о других ситуациях восстановления объектов с забалансового учета на счет 105 00

Признаны расходами текущего финансового года капитальные вложения в объекты основных средств, НМА, которые не были созданы (не признаны активами), в т. ч. в сумме расходов по разработке ПСД, строительно-монтажным работам, в сумме иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основных средств, НМА (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись инвестиции

Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают по документам, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их покупку. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду имущества.

  • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
  • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету. Если ответственные лица одновременно представляют документы о приобретении и вручении матценностей, то их на забалансовом счете не отражают. В этом случае признают расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков или сувениров.

  • активы, которые по решению учредителя учреждение использует без закрепления права оперативного управления;
  • ценности, что по законодательству не отражают на балансе учреждения: музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, права ограниченного пользования чужими земельными участками.

Учет объектов на забалансовых счетах в свете последних изменений

Забалансовый счет 07 предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретенных и предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров (далее – ценные подарки (сувениры)). Призы, знамена, кубки отражаются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в учреждении.

В статье напомним общие правила забалансового учета в учреждениях, а также рассмотрим, какие изменения внесены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н (далее – Приказ № 198н) в Инструкцию № 157н[1] в отношении учета отдельных объектов на забалансовых счетах и что предусмотреть в учетной политике учреждения в части ведения забалансового учета.

В разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности (кодам классификации доходов (расходов) бюджетов), кодам финансового обеспечения, кодам КОСГУ; видов валют (п. 366, 368)

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование». С 2021 года на указанном счете не учитываются неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (соответствующие поправки внесены в п. 333 Инструкции № 157н). Данные объекты подлежат учету на балансовом счете 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами».

При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)).

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

До 01.01.2021 по Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете 401.50 «Расходы будущих периодов» учитывались расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

В данных методических рекомендациях содержатся положения по первому применению Стандарта и переходные положения. В отличие от переходных положений внедренных ранее стандартов (Приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н, Приказ Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н, Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н и др.), согласно которым принятие к балансовому учету объектов, соответствующих критериям актива, отражалось в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», перевод с забалансового учета на балансовый учет прав пользования нематериальными активами осуществляется операциями 2021 года в следующем порядке:

Следовательно, если на 01.01.2021 на счете 401.50 учитываются расходы на приобретение лицензионного права на РИД, срок полезного использования которого меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 г. следующей проводкой:

С 01.01.2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», так как приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н из описания забалансового счета 01 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности с 01.01.2021.

  • 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2021 г.;
  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» — предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));
  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» — применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);
  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» — счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).
  • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда».
  • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям».
  • 0 208 50 000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям» с детализацией по счетам:
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств».
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям».
  • 0 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
  • 0 302 52 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
Читайте также:  Зарплата етс 10 разряд 2021

В Едином плане счетов уточнены наименования балансовых счетов 0 105 01 000 и 0 104 90 000. К другим счетам, по которым произведена корректировка названия (при этом назначение осталось прежнее), относятся счета 0 205 45 000, 0 206 41 000, 0 206 52 000, 0 206 81 000, 0 207 04 000, 0 302 41 000, 0 302 81 000.

  • при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов);
  • а также в случае, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

На основании внесенных изменений в п. 21.2 Инструкции № 157н (в новой редакции), при ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетных, автономных учреждений отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в 5 — 14 разрядах номера счета нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих:

Данная аналитическая группа представляет собой группировку прибыли, полученной в процессе проведения целого ряда финансовых операций, и включает в себя всего две основные группы – 100 (Доходы) и 400 (Выбытие нефинансовых активов). При этом стоит отметить тот факт, что данная аналитическая группа также была подробно детализирована всевозможными статьями и подстатьями.

В то время как из перечня расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, были исключены примеры подарочной и сувенирной продукции: поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения, цветы. Теперь останется только формулировка, описывающая типы расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ:

1. Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в п. 118 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам.

1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).

4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.

Забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»

В прошлом году Минфин издал Приказ от 14.09.2020 № 198н, который внес изменения в Инструкцию № 157н, в том числе — относительно правил ведения забалансового учета. Часть из них следует применять при составлении бюджетной отчетности за 2021 г., а часть — с 2021 г.

Счет 001 следует использовать и в тех обстоятельствах, когда заключен договор лизинга, но только при учете основных средств на балансе организации, эти объекты предоставившей. Учет следует организовать отдельно по каждому объекту и по каждому лизингодателю.

Главным документом, на основании которого будет производиться запись на 001-м счете при передаче основных средств, является акт приема-передачи. Как только истечет установленный договором срок аренды, объекты возвращаются арендодателю тоже по акту приема-передачи.

Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.

Скорректирован порядок применения счета 27. Согласно новой редакции п. 385 Инструкции 157н счет 27 применяется при учете форменного обмундирования, специальной одежды, материальных ценностей, относящихся к объектам основных средств и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

В соответствии с п.п. 66 и 333 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Как видим, положения Инструкции N 157н не предполагают балансовый учет программных продуктов. Соответственно, операция по передаче таких активов между госучреждениями должна отражаться передающей и принимающей сторонами с забаланса на забаланс в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных активов.

Пунктами 50, 51, 332, 373 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), достаточно подробно определен порядок бухгалтерского учета объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, эксплуатируемых в госучреждении.
Такие основные средства учитываются в балансовом учете учреждения только до ввода в эксплуатацию, а затем подлежат отражению за балансом на счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Ни Инструкцией N 157н, ни Инструкциями по применению Планов счетов бюджетного учета не предусмотрена возможность повторного отражения в балансовом учете движимого имущества (основных средств) стоимостью до 3000 рублей включительно после выдачи их в эксплуатацию в целях передачи иным госучреждениям.
Иными словами, если движимое имущество (основное средство) стоимостью до 3000 рублей один раз было введено в эксплуатацию каким-либо субъектом учета, то весь его дальнейший учет в рамках бюджетного сектора должен осуществляться за балансом. Соответственно, операция по передаче таких основных средств между госучреждениями должна отражаться передающей и принимающей сторонами в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных объектов.
Обоснованность применения приведенного выше порядка бюджетного учета у передающей стороны никогда не ставилась под сомнение ни специалистами уполномоченных органов*(1), ни независимыми экспертами*(2).
Дискуссии были связаны только с порядком учета движимого имущества (основных средств) стоимостью до 3000 рублей включительно у принимающей стороны. И если в 2007 году учреждениям, получающим такие объекты, предлагалось ставить их на балансовый учет в корреспонденции с кредитом счета по учету прочих доходов, то уже в 2009 году специалисты финансового ведомства указывали, что данная операция должна отражаться передающей и принимающей сторонами в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных объектов основных средств (то есть должна отражаться только за балансом без отражения в Справке по консолидируемым расчетам (форма 0503125))*(2).
Иными словами, если движимое имущество (основное средство) стоимостью до 3000 рублей один раз было введено в эксплуатацию каким-либо субъектом бюджетного учета, то весь его дальнейший учет в рамках бюджетного сектора должен осуществляться за балансом.
В учете передающей стороны передача будет отражаться уменьшением по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»*(3).

Читайте также:  Земельный участок многодетным семьям в москве 2021 куда обращаться

Учет выданных запасных частей к транспортным средствам (автомобильных шин, аккумуляторов и другое) осуществляется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Иными словами, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных, должны учитываться на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод: если пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отражение в учете передачи запасных частей к транспортным средствам будет зависеть от того, каким образом (в составе конкретного транспортного средства или же нет) будут передаваться запчасти. В любом случае порядок передачи следует закрепить нормативным актом в составе учетной политики учреждения по согласованию с вышестоящей организацией.

Имущество (независимо от источников его поступления) принадлежит государственному (муниципальному) учреждению на праве оперативного управления (ст.ст. 120, 296 ГК РФ). Если иное не установлено законом, распоряжаться имуществом учреждение может с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Требования к процедуре согласования распоряжения объектами государственной (муниципальной) собственности, находящимися в учреждении на праве оперативного управления, если иное прямо не установлено собственником, применимы для всех объектов имущества вне зависимости от того, на каких счетах они учитываются (на балансе или за балансом).
То есть, если иной порядок прямо не определен уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования, передача имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) учреждению на праве оперативного управления и учитываемого за балансом, может быть осуществлена только при наличии разрешения, оформленного в установленном порядке или при наличии заключения уполномоченного органа об отсутствии необходимости согласования с ним подобных хозяйственных операций.
При этом в случае передачи имущества между казенными учреждениями на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражаться она может на счетах учреждений, минуя счета учета казны (допустимость таких действий подтверждается письмом Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1209).

Положения Инструкции N 157н исключают любые сомнения по поводу учета имущества, приобретаемого в целях награждения (дарения). Так, п. 345 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что любое имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), должно учитываться на забалансовых счетах, а именно на счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Постановка на учет такого имущества в качестве материальных запасов или объектов основных средств Инструкцией N 157н не предусмотрена. Стоимость таких материальных ценностей на основании оправдательного документа, подтверждающего их получение, относится на расходы учреждения в момент поступления, после чего они подлежат учету на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.
Соответственно, передача таких материальных запасов будет также осуществляться с забаланса на забаланс в соответствии с порядком учета, установленным в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных активов.

С учетом изложенного, затраты на регистрацию исключительного права на товарный знак, в сумме расходов на оплату регистрационных пошлин, формируют стоимость объекта нефинансовых активов, подлежащего признанию в бухгалтерском учете в составе группы нематериальных активов, на основании правоустанавливающего документа в виде свидетельства на товарный знак.

При этом согласно пункту 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), счет 040150000 «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

С учетом изложенного, начисление амортизации на объекты нематериальных активов, срок использования которых не определен, учтенных на 01.01.2021 в составе нематериальных активов на соответствующих счетах аналитического учета счета 010200000 «Нематериальные активы», прекращается с 01.01.2021 без пересчета ранее начисленной амортизации.

Признание расходов, связанных с приобретением (созданием) неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) с неопределенным сроком их использования, до 01.01.2021 осуществлялось с отражением расходов по дебету счета 040120226 «Расходы по прочим работам, услугам», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 030226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

При этом вне зависимости от срока полезного использования неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенных (созданных) субъектом учета до 01.01.2021, информация о таких правах отражалась на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2019 N 02-07-10/42823, от 22.05.2019 N 02-06-10/36983).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Пунктами 50, 51, 332, 373 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), достаточно подробно определен порядок бухгалтерского учета объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, эксплуатируемых в госучреждении.
Такие основные средства учитываются в балансовом учете учреждения только до ввода в эксплуатацию, а затем подлежат отражению за балансом на счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Ни Инструкцией N 157н, ни Инструкциями по применению Планов счетов бюджетного учета не предусмотрена возможность повторного отражения в балансовом учете движимого имущества (основных средств) стоимостью до 3000 рублей включительно после выдачи их в эксплуатацию в целях передачи иным госучреждениям.
Иными словами, если движимое имущество (основное средство) стоимостью до 3000 рублей один раз было введено в эксплуатацию каким-либо субъектом учета, то весь его дальнейший учет в рамках бюджетного сектора должен осуществляться за балансом. Соответственно, операция по передаче таких основных средств между госучреждениями должна отражаться передающей и принимающей сторонами в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных объектов.
Обоснованность применения приведенного выше порядка бюджетного учета у передающей стороны никогда не ставилась под сомнение ни специалистами уполномоченных органов*(1), ни независимыми экспертами*(2).
Дискуссии были связаны только с порядком учета движимого имущества (основных средств) стоимостью до 3000 рублей включительно у принимающей стороны. И если в 2007 году учреждениям, получающим такие объекты, предлагалось ставить их на балансовый учет в корреспонденции с кредитом счета по учету прочих доходов, то уже в 2009 году специалисты финансового ведомства указывали, что данная операция должна отражаться передающей и принимающей сторонами в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных объектов основных средств (то есть должна отражаться только за балансом без отражения в Справке по консолидируемым расчетам (форма 0503125))*(2).
Иными словами, если движимое имущество (основное средство) стоимостью до 3000 рублей один раз было введено в эксплуатацию каким-либо субъектом бюджетного учета, то весь его дальнейший учет в рамках бюджетного сектора должен осуществляться за балансом.
В учете передающей стороны передача будет отражаться уменьшением по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»*(3).

В соответствии с п.п. 66 и 333 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Как видим, положения Инструкции N 157н не предполагают балансовый учет программных продуктов. Соответственно, операция по передаче таких активов между госучреждениями должна отражаться передающей и принимающей сторонами с забаланса на забаланс в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных активов.

Читайте также:  Изготовление свидетельства косгу

Учет выданных запасных частей к транспортным средствам (автомобильных шин, аккумуляторов и другое) осуществляется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Иными словами, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных, должны учитываться на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод: если пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отражение в учете передачи запасных частей к транспортным средствам будет зависеть от того, каким образом (в составе конкретного транспортного средства или же нет) будут передаваться запчасти. В любом случае порядок передачи следует закрепить нормативным актом в составе учетной политики учреждения по согласованию с вышестоящей организацией.

Имущество (независимо от источников его поступления) принадлежит государственному (муниципальному) учреждению на праве оперативного управления (ст.ст. 120, 296 ГК РФ). Если иное не установлено законом, распоряжаться имуществом учреждение может с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Требования к процедуре согласования распоряжения объектами государственной (муниципальной) собственности, находящимися в учреждении на праве оперативного управления, если иное прямо не установлено собственником, применимы для всех объектов имущества вне зависимости от того, на каких счетах они учитываются (на балансе или за балансом).
То есть, если иной порядок прямо не определен уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования, передача имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) учреждению на праве оперативного управления и учитываемого за балансом, может быть осуществлена только при наличии разрешения, оформленного в установленном порядке или при наличии заключения уполномоченного органа об отсутствии необходимости согласования с ним подобных хозяйственных операций.
При этом в случае передачи имущества между казенными учреждениями на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражаться она может на счетах учреждений, минуя счета учета казны (допустимость таких действий подтверждается письмом Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1209).

Положения Инструкции N 157н исключают любые сомнения по поводу учета имущества, приобретаемого в целях награждения (дарения). Так, п. 345 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что любое имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), должно учитываться на забалансовых счетах, а именно на счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Постановка на учет такого имущества в качестве материальных запасов или объектов основных средств Инструкцией N 157н не предусмотрена. Стоимость таких материальных ценностей на основании оправдательного документа, подтверждающего их получение, относится на расходы учреждения в момент поступления, после чего они подлежат учету на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.
Соответственно, передача таких материальных запасов будет также осуществляться с забаланса на забаланс в соответствии с порядком учета, установленным в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных активов.

Примеры бухгалтерских записей, оформляемых в учете и в редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», в 2021 году по результатам инвентаризации неисключительных лицензий на программные продукты на основании Решения комиссии по поступлению и выбытию активов, приведены в Таблице.

Согласно пункту 20 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (п. 26 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н), начисление амортизации на объекты учета права пользования НМА (неисключительными правами) отражается по дебету счетов 0 401 20 226 «Расходы по прочим работам, услугам», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами».

В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).

Забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»

Однако может так произойти, что первичные данные по балансовой оценке окажутся недоступными. В таких обстоятельствах ни в коем случае нельзя оценивать полученные объекты ОС по стоимости арендной платы. Дело в том, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусматривает только 3 вида стоимости:

Счет 001 следует использовать и в тех обстоятельствах, когда заключен договор лизинга, но только при учете основных средств на балансе организации, эти объекты предоставившей. Учет следует организовать отдельно по каждому объекту и по каждому лизингодателю.

ООО «Вектор-М» оформило договор на аренду промышленного оборудования. Основное средство получено в июле 20ХХ года по акту приема-передачи. Стоимость по договору составила 780 000 руб. Эта же сумма была указана и в акте приема-передачи. Арендодатель представил справку о балансовой стоимости данного объекта.

В деловой практике часто встречаются ситуации, при которых организации арендуют у других лиц основные средства, в число которых могут входить как недвижимое имущество вроде складов, офисов и производственных помещений, так и различное оборудование. Такие средства должны быть записаны на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Название счета говорит о том, что он предназначен для отражения информации об имеющихся основных средствах, которые взяты в аренду, и их перемещении. Необходимость записывать их именно на 001-м счете установлена и Планом счетов бухучета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

С января 2022 года обязательны к применению ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н. С этой же даты утрачивает силу ПБУ 6/01. Начать применять Стандарты можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2019 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

Кроме того, как показала недавняя позиция судей (Решение АС Республики Карелия от 03.02.2021 по делу № А26-7090/2020), классификация имущества в качестве основных средств или материальных запасов относится к компетенции организации бюджетной сферы. И если должностные лица обоснованно определили срок использования имущества менее 12 месяцев и отнесли его к материальным запасам, тот факт, что имущество используется более 12 месяцев не означает, что при классификации было принято неправильное решение.

Так как передача основных средств в личное пользование отражается в учете путем их внутреннего перемещения на счете 101 00 с увеличением забалансового счета 27*(13) , то возврат на склад отражается также путем внутреннего перемещения объекта основного средства с уменьшением забалансового счета 27:

С 2021 года неисключительные права на РИД больше не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и балансовом счете 401 50 «Расходы будущих периодов». Соответственно, нужно перенести остатки с этих счетов на соответствующие счета учета по правам пользования нематериальными активами — счет 111 60.

      • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
      • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Оцените статью