Как плюсуется льготный стаж 1список к 2 списку в украине

Часть украинцев могут выйти на пенсию досрочно: кто имеет право на льготные выплаты

В ПФУ сообщили, что порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 № 383 (далее — Порядок 383).

Согласно информации, в льготный стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитываются периоды работы, когда лицо было занято на работах во вредных условиях в течение полного рабочего дня. Полным рабочим днем ​​считается выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Согласно пункту 7 Порядка 383 в случае неритмичной работы предприятия или организации подсчет льготного стажа осуществляется в следующем порядке: общее количество дней, в течение которых работник полный рабочий день был занят на работах с вредными условиями труда, делится на 25,4 — при шестидневной рабочей недели и на 21,2 — по пятидневной рабочей недели.

Сообщается, что в таком же порядке исчисляется льготный стаж работников специализированных предприятий и организаций (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и т.д.), занятых полный рабочий день на работах с вредными условиями труда непосредственно в производственных структурных подразделениях других компаний и организаций по профессиям и на должностях, предусмотренных спискам.

Условия выхода на льготную пенсию

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 20 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 15 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 21 года у мужчин и не менее 16 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 21 года 6 месяцев у мужчин и не менее 16 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 22 лет у мужчин и не менее 17 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 22 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 — не менее 23 лет у мужчин и не менее 18 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году — не менее 23 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 18 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 24 лет у мужчин и не менее 19 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 24 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 19 лет 6 месяцев у женщин.
  • 45 лет — по 31 марта 1970 включительно;
  • 45 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;
  • 46 лет — с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971;
  • 46 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;
  • 47 лет — с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972;
  • 47 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;
  • 48 лет — с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973;
  • 48 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;
  • 49 лет — с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974;
  • 49 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;
  • 50 лет — с 1 октября 1974 по 31 декабря 1975 года.

Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.

д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 25 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 20 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 26 лет у мужчин и не менее 21 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 26 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 21 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 27 лет у мужчин и не менее 22 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 27 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 22 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 — не менее 28 лет у мужчин и не менее 23 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году — не менее 28 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 23 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 — не менее 29 лет у мужчин и не менее 24 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 24 лет 6 месяцев у женщин.

Льготные сословия

С целью обеспечения социальной защиты работников Министерство труда и социальной политики Украины разработало Порядок применения списков № 1 и № 2, утвержденный приказом от 18 ноября 2005 года № 383 (Порядок № 383), регулирующий их применение при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с пунктами «а» и «б» статей 13 и 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Следует отметить, что судебные инстанции, в том числе и ВАСУ, принимали решения об удовлетворении исков даже без предоставления доказательств проведения аттестации. В обоснование решений они ссылались на то, что в соответствии с частью 2 пункта 4 Порядка проведения аттестации ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, а потому ее непроведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту относительно решения вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях. Соответствующий правовой вывод изложен в определениях ВАСУ от 4 июля 2013 года по делу № К/9991/38118/11 от 27 июня 2013 года по делу № К/9991/80837/12.

Согласно частям 1 и 2 пункта 20 Порядка № 637, «в случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка».

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ), и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах (список № 1). Работникам, которые не имеют стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждый полный год такой работы; женщинам — на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы».

Читайте также:  Как оформить налоговый вычет на работе при лечении зубов

Отсюда следует, что период прохождения срочной военной службы, а также военной службы в особый период должен быть обязательно зачислен ПФУ в стаж работы, которая дает право на назначение «льготной» пенсии, но при условии, что лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение «льготной» пенсии. Соответствующие доводы изложены в определениях ВАСУ от 24 февраля 2015 года по делу № К/800/49195/13, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14.

Закон украины о льготной пенсии

Право на льготную пенсию имеют женщины:
1) трактористы-машинисты, машинисты машин на базе тракторов и экскаваторов:
— по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
2) женщины – доярки и свинарки сельскохозяйственных предприятий:
— по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при выполнении норм обслуживания, установленных КМУ;
3) занятые на протяжении полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака:
— по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не меньше 20 лет;
4) работницы-текстильщицы, занятые на станках и машинах — по списку, определяемом КМУ:
— по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
5) которые работают в сельскохозяйственном производстве и воспитали пятеро и более детей, — независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, который определяет КМУ.

При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

В отношении некоторых работ стаж зачисляется не по календарному принципу, а с опережением. Календарный принцип зачета стажа — это когда в стаж засчитывается только фактически отработанный отрезок времени. Например, человек отработал 15 лет врачом в городской больнице. Его стаж будет засчитан по календарному принципу: 15 лет выработки = 15 лет стажа.

Новый закон не внес изменений ни в перечень организаций, ни в список должностей, по которым обеспечивается выход на льготную пенсию педагогам. Иначе стала производиться оценка пенсионного права. Говоря простым языком, законодательство предоставило учителям выбор – использовать Список учреждений и должностей от 29 октября 2002 года № 781 или же оценивать пенсионное право по Спискам, которые действовали в каждый конкретный период их педагогической деятельности. При подсчете стажа в обоих случаях выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант.

Теперь на досрочную пенсию выходят не только сотрудники всех учебно-образовательных организаций, но и те, кто непосредственно трудится в сфере дополнительного образования. Но здесь также определены конкретные должности и необходимые условия, заключающиеся в следующем:

Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.

Если же аттестация была впервые проведена после 21 августа 1997, то в льготный стаж засчитывается время работы до 21 августа 1992 года, 5-летний период работы на предприятии, предшествующего дате издания приказа о результатах проведения аттестации и период в течение 5 лет. Например, первая аттестация на предприятии была проведена 20 сентября 1998. В таком случае при назначении льготной пенсии засчитывается стаж работы в 21.08.1992 г., время до вступления в силу постановления о проведении аттестации, далее с 20.09.1993 г.. и по 20.09.2003 г. при этом стаж работы 21.08.1992 г.. по 20.09.1993р. не будет учитываться, поскольку он не подтвержден результатами аттестации.

  • заявление установлено образца (уточняется либо у работника отдела кадров, либо у сотрудника ПФР, либо на сайте ПФР);
  • паспорт гражданина РФ;
  • справка, подтверждающая тяжелые условия труда (оформляется на предприятии);
  • копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров и руководителем;
  • справка, подтверждающая отработанное время во вредных условиях труда;
  • военный билет (для военнообязанных);
  • дополнительные документы (справка об инвалидности, свидетельство о браке, разводе, рождении детей, диплом и т.д.).

В соответствии с п. Б) ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, по результатам аттестации рабочих мест и при наличии определенного возраста и стажа после 21.08.92 г..

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

  • лицам, проживавшим на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 года или остались там проживать;
  • мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

В настоящее время размер страховой пенсии по старости рассчитывается на основании ст. 15 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, при конвертации пенсионных прав граждан до 31.12.2014 года применяются нормы федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежащей применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

При отсутствии результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах (в т. ч. и вновь созданных) по работам, предусмотренным Списком № 1 и Списком № 2, периоды такой работы могут засчитываться в специальный стаж при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам, определенным в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации: по Списку № 1 – 9%, по Списку № 2 – 6%.

  1. Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хазяйства имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
  2. Женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и после уборочной обработке абака имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
  3. Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
Читайте также:  Изменения в ст 228 ч 2 2021

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 насто��щего Закона.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам;

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам;

  • Регистрационные услуги для юридических лиц и ФЛП
  • Лицензии / Разрешение
  • Банкротство/Ликвидация
  • Семейные дела
  • Услуги адвоката
  • Пенсионные услуги
  • Миграционные услуги
  • Юридическое обслуживание

Льготные сословия

Из вышеизложенного следует, что в случае обращения лица в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях, у которого есть полный «льготный» стаж, но при этом недостаточно общего стажа, ПФУ с учетом именно этих обстоятельств имеет все законные основания для отказа этому лицу в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Данный правовой вывод изложен в постановлении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 15 октября 2014 года по делу № К/800/52426/13 (К/800/52550/13).

Вместе с тем несоблюдение данной нормы Закона может быть следствием отказа ПФУ в зачислении периода обучения в «льготный» стаж. Ярким примером тому служат определения ВАСУ от 23 апреля 2015 года по делу № К/800/60430/14 и от 9 июля 2015 года по делу №К/800/41360/14.

Следует отметить, что в некоторых случаях замечания работников ПФУ являются обоснованными, но чаще всего работники фонда в связи с тем, что ПФУ не в состоянии своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства по выплате пенсий, необоснованно отказывают лицам в назначении соответствующих пенсий.

Как уже отмечалось, обязательность проведения аттестации введена лишь с 21 августа 1992 года (дата вступления в силу Порядка проведения аттестации), а поэтому период работы в тяжелых и вредных условиях труда до этой даты должен быть засчитан в льготный стаж без подтверждения ее результатами аттестации, что подтверждается также и в определениях ВАСУ от 24 октября 2013 года по делу № К/800/9867/13 и от 18 октября 2012 года по делу № К-24218/09.

С целью обеспечения социальной защиты работников Министерство труда и социальной политики Украины разработало Порядок применения списков № 1 и № 2, утвержденный приказом от 18 ноября 2005 года № 383 (Порядок № 383), регулирующий их применение при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с пунктами «а» и «б» статей 13 и 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Так же к льготному стажу по списку № 2 засчитывается периоды учебы если вы трудоустроились на льготную должность после окончания учебы на протяжении 3 месяцев и также к этим периодам засчитывается служба в рядах Советской армии что дает право на увеличении льготного стажа.

Так же для ее назначения необходима уточняющая льготная справка в которой будет указаны все ваши периоды льготной работы за списком № 2 и именно характер исполняемой работы, а также полный рабочий день вы работали или нет и все периоды проведения аттестации рабочих мест.

Расчет льготной пенсии по списку № 2 производиться как пенсия по возрасту (назначается в размере пенсии по возрасту), таким образом льготная пенсия по списку № 2 дает только право на ранний выход на пенсию так как работа по списку № 2 считается очень вредной не достигая пенсионного возраста который предусмотрен по пенсии по возрасту.

Основным документом который дает вам право на льготный выход на пенсию по списку № 2 это является аттестация рабочего места которая регулируется постановлением Кабинета Министров Украины № 442 где указано что аттестация рабочего места проводиться раз на 5 лет на предприятии и вся ответственность за проведении аттестации рабочего места ложиться на предприятия.

За частую все задаются вопросом о том кто имеет право на льготную пенсию, ответ на этот вопрос храниться в ч. 1, 2 ст. 114 Закона Украины «О общеобязательном государственном пенсионном страховании» где указывается что работники которые работали на вредных должностях по списку № 2 которые предусмотрены кабинетами министров мужчины при достижении 55 лет и при общего стажа 30 лет и льготного стажа 12 лет и 6 месяцев и для женщин начиная с достижения 50 лет и далее по градации в зависимости от даты рождения и при наличии 25 лет общего стажа из них не меньше 10 лет имеют право на назначении льготной пенсии по списку № 2.

  • периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж;
  • профессия или должность;
  • характер выполняемой работы;
  • раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы;
  • первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

Согласно пункту 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 г. № 637, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны:

  • по списку № 1 — по достижении 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на указанных работах;
  • по списку № 2 — по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Так, согласно ст. 114 Закона, право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют лица, работавшие на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на работах, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, указанных в частях второй и третьей указанной статьи.

Пенсионное обеспечение граждан в Украине осуществляется по нормам Закона Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с изменениями. В Управлении Пенсионного фонда Украины в г. Северодонецк рассказали о назначении льготных пенсий.

Профи Винс

Специфика льготного пенсионного обеспечения данной категории граждан связана с особенными условиями, характером и длительностью работы, наличием и длительностью специального трудового стажа, дающего им право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Так, этой статьей Закона предусмотрено, что лицам, которые работали до введения в действие данного Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на таких условиях:

а) лицам, имеющим на день введения в действие этого Закона, полный стаж на отмеченных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных данным Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленных ранее действующим законодательством;

Относительно определения льготного стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях, то необходимо отметить, что в такой стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21 августа 1992 г., то есть с момента вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 1 августа 1992 г. N 442, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок).

Учитывая приведенное, соблюдение правильного порядка применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, обеспечит должное льготное пенсионное обеспечение работников с вредными и тяжелыми условиями труда.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Читайте также:  За сколько можно продлить патент на московской области

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» признан утратившим силу. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.
Список производств и профессий текстильной промышленности применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

Женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Гражданам также стоит иметь виду, что назначение им пенсии по льготным основаниям зависит от исполнительности их работодателя, от того, своевременно ли направлялись страховые взносы в ПФ России по дополнительным тарифам и т. п., т. к. только в этом случае на индивидуальном лицевом счете работника будет учитываться трудовая деятельность специального стажа.

Не так давно пенсионное законодательство претерпело ряд изменений: было введено понятие страхового стажа, установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, за гражданами закреплено право на льготный стаж и досрочное назначение пенсионных выплат.

Такое право предоставляется не всем категориям работников, а лишь тем, чьи виды деятельности перечислены в ряде федеральных законов (например, назначается досрочная пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, работникам противопожарной службы и пр.).

Таким образом, женщины, родившие не менее 5 детей, имеют право на досрочную пенсию по достижении 50 лет при условии наличия у них стажа 15 лет, а мужчины, ставшие инвалидами из-за полученной военной травмы, смогут претендовать на назначение пенсионной выплаты по достижении 55 лет при стаже более 25 лет.

  • инвалидность по причине военной травмы;
  • многодетность (рождение, воспитание не менее 5 детей);
  • опекунство над инвалидами с детства;
  • воспитание ребенка-инвалида;
  • заболевания, связанные с нанизмом;
  • проживание и работа в северных условиях.

Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве

Необходимо помнить, что пункт о компенсациях за работу во вредных условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), а его соблюдение – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке. Внести в договор такие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ (т.е. предупредив работника за 2 месяца до изменений условий труда).

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н. Полагаем, в качестве доказательств работы в особых условиях суду могут быть предоставлены следующие документы: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ, трудовой договор, приложения и дополнительные соглашения к нему, архивные справки, справки от работодателя, приказы о назначении на должность, переводе и пр., личные карточки и личные дела, расчетные (платежные) ведомости и лицевые счета, расчетные листки с указанием нормы времени и выработанных часов, выписки из журнала и табеля рабочего времени, а также иные документы по личному составу.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

Размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами. Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, должен применяться размер доплаты за вредность, указанный в таком соглашении. О том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30, «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Досрочная трудовая пенсия по старости в соот­ветствии со Списком № 2 производств, работ, про­фессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, назначается мужчинам по достижении 55 лет, женщинам – 50 лет, если они проработали не менее мужчины 12 лет 6 месяцев, женщины – 10 лет на работах, дающих право на эту пенсию, и имеют страховой стаж не менее мужчины 25 лет, женщины – 20 лет.

По действующему законодательству досрочная трудовая пенсия по старости назначается в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и пока­зателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, заня­тость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержден­ным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, мужчинам по достижении 50 лет, женщинам – 45 лет, если они проработали не менее мужчины 10 лет, женщины – 7 лет 6 месяцев на работах, дающих право на эту пенсию, и имеют страховой стаж не менее мужчины 20 лет, женщины – 15 лет.

Бывают ситуации, когда у заявителя имеются периоды работы как по Списку № 1, так и по Списку № 2, но продолжительности стажа работы по Списку № 1 недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком № 1, а продолжительности стажа работы по Списку № 2 недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2. В подобных ситуациях пенсионное законодатель­ство допускает суммирование указанных периодов работ. Порядок такого суммирования изложен в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Феде­рального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Так, согласно пункту 3 указанных Пра­вил суммирование таких периодов работы произво­дится путем прибавления к периодам работы, даю­щей право на досрочное назначение трудовой пен­сии по старости по Списку № 2, периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 1. При этом, следует отметить, что данные Правила не предусматривают возможность присоединения к периодам работы, предусмотренных Списком № 1, периодов работы, предусмотренных Списком № 2, так как в основу такого суммирования положен принцип присоеди­нения периодов работ с равными требованиями по возрасту и стажу или присоединение периодов работ с меньшими требованиями по возрасту и стажу к периодам работ с большими требованиями по воз­расту и стажу.

Например: Если мужчина трудился 4 года на работах по Списку № 1 и 10 лет на работах по Списку № 2, то в результате суммирования, произведенного в порядке, предусмотренном ука­занными Правилами, т.е. в результате присоедине­ния периода работы по Списку № 1 к перио­ду работы по Списку № 2, у муж­чины будет 14 лет стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2.

Оцените статью